Молотоголовые акулы плавают на боку большую часть времени для экономии энергии, выяснили исследователи из Австралии.

Фото №1 - Ученые объяснили, почему гигантская акула-молот плавает на боку

Ученые выяснили, что гигантская акула-молот (Sphyrna mokarran) проводит до 90% своего времени, плавая под углом около 60 градусов. Это возможно благодаря увеличенному спинному плавнику, который большинство акул используют, чтобы облегчить прохождение поворотов на высокой скорости. По своим функциям он схож с рулем на лодке.

В свою очередь, большие грудные плавники «работают» словно крылья самолета, чтобы удержать акулу от погружения. Тогда как при плавании на боку подъемную силу создают не только грудные плавники, но и спинной, который у акулы-молота увеличен. Этот тип движений не только генерирует подъемную силу, но и помогает уменьшить лобовое сопротивление.

Исследовательская группа с помощью видеокамер и акселерометров отследила движения акул у берегов Австралии, Белиза и Багамских островов. Позднее ученые произвели гидродинамическое моделирование, чтобы продемонстрировать, что плавание на боку уменьшает потребление энергии примерно на 10% по сравнению с традиционным плаванием.

Серия экспериментов в аэродинамической трубе также подтвердила, что минимальное лобовое сопротивление может быть достигнуто при углах крена от 50 до 70 градусов. По словам ученых, их открытие может помочь инженерам найти новые решения для создания подводных аппаратов.