Американские ученые наблюдали за активностью мозга подростков во время использования соцсетей. Выяснилось, что получение новых «лайков» активизирует те же области мозга, что и употребление шоколада или денежный выигрыш. Кроме того, подростки, безусловно, находятся под влиянием онлайн-друзей, даже если едва их знают.

Фото №1 - «Лайки» в соцсетях доставляют такое же удовольствие, как денежный выигрыш


Ученые из Калифорнийского университета изучили поведение 32 подростков в возрасте 13–18 лет. Специально для эксперимента была создана небольшая социальная сеть, подобная сервису Instagram . Исследователи показали добровольцам 148 фотографий, среди которых были как собственные фотографии участников эксперимента, так и снимки их сверстников. Рядом с фотографиями можно было увидеть случайное количество «лайков».

С помощью МРТ ученые наблюдали за активностью мозга во время просмотра тех или иных фотографий. Когда подростки видели свои собственные фото с большим количеством «лайков», у них наблюдалась повышенная активность в нескольких областях мозга. Сильнее всего на «лайки» реагировала группа нейронов, участвующая в формировании ощущения удовольствия, а также смеха, зависимости, агрессии, страха. По словам ученых, данная область особенно активна в подростковом возрасте. Кроме того, вполне предсказуемо были задействованы области мозга, которые отвечают за социальные связи и визуальное восприятие объектов.

Также ученые выяснили, что влияет на решение поставить «лайк». Как оказалось, в этом не последнюю роль играет количество уже поставленных отметок.

«Мы показали одну и ту же фотографию двум группам подростков: одни видели фотографию с большим количеством «лайков», а другие видели то же самое изображение с несколькими «лайками». В первом случае подростки чаще отмечали фото как понравившееся», — говорит ведущий автор исследования Лорен Шерман.

Это относилось ко всем типам фотографий, что подчеркивает важность взаимного одобрения в подростковой среде. Кроме того, ученые выяснили, что у смотревших на провокационные фотографии подростков наблюдалась минимальная активность в областях мозга, которые участвуют в принятии решений и могут препятствовать занятиям той или иной деятельности.

Исследование также показало, что группа виртуальных незнакомых людей может оказывать воздействие на подростков не меньшее, чем реальные друзья. Но в отличие от приятелей с улицы, которых родители знают лично, проконтролировать общение в Интернете довольно проблематично.

«Родителям важно быть в курсе того, с кем общаются их дети. Если друзья подростка будут демонстрировать положительное поведение, это окажет позитивное влияние», — отмечает Шерман. Его коллеги полагают, что, к сожалению, то же самое можно сказать и о дурных примерах.