Фото №1 - Британцы ищут жизнь подо льдом

Сотрудники университетов Эдинбурга и Ньюкасла, Великобритания , приступили к исследованию озера Эллсуорт (Lake Ellsworth) в западной части Антарктиды , сообщает EurekAlert. Озеро лежит под слоем льда толщиной в 3,2 км, оно вытянуто в длину, и его площадь составляет 18 кв км.

Первый этап исследования показал, что глубина водоема составляет 105 м. По словам ученых, это идеальное место для поисков микроорганизмов и воссоздания картины климатических изменений, происходивших на континенте. На следующем этапе предполагается приступить к бурению и взять первые пробы воды, однако, это очень долгая работа и эксперты ожидают ее результатов не раньше 2012-2013 годов. Кроме 14 университетов Великобритании, в проекте участвуют научные учреждения Чили , США , Швеции , Бельгии , Германии и Новой Зеландии .

Впервые о подледной воде в Антарктиде в 1960-х годах заговорил российский ученый Игорь Зотиков . Его идея казалась невероятной, однако в 1966 году американская экспедиция завершила бурение и подтвердила его слова фактами. С тех пор с помощью сейсморазведки и аэролокационной съемки на континенте было обнаружено около 150 озер. Самое большое из них – озеро Восток , которое находится прямо под российской станцией с одноименным названием. Пробы из него предполагалось взять еще в прошлом году, однако на глубине в 3658 м, когда до воды оставалось меньше сотни метров, буровой механизм заклинило. Позднее работы возобновились, и по новому графику забор проб планируется на сезон 2008-2009 года . Между тем, ученые уже нашли в образцах льда, взятых при бурении, следы теплолюбивых бактерий.