Менопауза, во время которой здоровая активная женщина или самка не способна к воспроизведению потомства, воспринимается учеными как парадокс, идущий вразрез с целями эволюции. Ученые из Ливерпульского университета имени Джона Мурса (Великобритания) предложили свое объяснение этому феномену.

Фото №1 - Появление менопаузы связали с необходимостью ухода за детьми и внуками

Биологи провели исследование, в ходе которого проанализировали данные о 26 видах млекопитающих, в том числе о трех исторических популяциях человека. В каждом случае специалисты обращали внимание на продолжительность жизни самок, размер группы, в которой они живут, а также отслеживали, в какой из групп — с доминирующей мужской или женской особью — остаются самки после наступления менопаузы.

По итогам исследования биологи пришли к выводу, что феномен менопаузы возник из-за несоответствия продолжительности жизни и репродуктивного периода, то есть когда самки стали жить дольше. А произошло это благодаря самцам, которые оставались жить на привычном месте. Стремление позаботиться о потомстве и защитить его, продиктованное материнским инстинктом, обеспечило увеличение продолжительности жизни самки.

Ученые отмечают, что данный механизм запускается только в случае тех видов, которые выигрывают от наличия взрослой самки, не воспроизводящей потомство, но долго заботящейся о своем, то есть о сыновьях и внуках. Например, среди исследуемых видов были касатки. Биологи заметили, что связь между матерью и взрослым сыном у этих животных настолько сильна, что сыновья гибнут в течение года после смерти матери.

По мнению исследователей, их работа проливает свет на феномен менопаузы у самок, однако для получения полной картины необходимо изучать этот вопрос и дальше. Они отмечают, что их гипотезы связывают воедино имеющиеся на сегодня теории относительно менопаузы.