Рыбы как минимум одного вида способны переживать «эмоциональную лихорадку», что можно считать признаком разумности этих существ.

Фото №1 - Ученые нашли признаки сознания у рыб

Такие результаты по итогам лабораторных экспериментов получила команда ученых из ряда британских и испанских университетов. Специалисты в области биотехнологий, биомедицины и аквакультуры исследовали рыб данио-рерио, являющихся известным модельным организмом.

В экспериментах ученые создавали рыбам стрессовую ситуацию: помещали их в сетку, а затем в отдельную секцию бассейна, где температура воды была на 1 °C ниже привычной (27 вместо 28). Спустя 15 минут рыб выпускали из сетки, после чего они могли выбрать любую из секций бассейна с различной температурой (от 18 до 35 °C). Большая часть данио-рерио, подвергшихся стрессу — всего в экспериментальной группе было 72 особи, — провели от четырех до восьми часов в секциях, где температура воды была выше, чем привычная для этих рыб. В то время как рыбы из контрольной группы, которые не испытали стрессовое воздействие более холодной воды, выбирали привычную воду. При этом у рыб, которых держали в воде с температурой 27 °C, температура тела увеличилась на 2–4 °C. Что исследователи посчитали признаком «эмоциональной лихорадки» и наличия сознания у рыб.

Отметим, в предыдущих исследованиях ученые выяснили, что феномен «эмоциональной лихорадки» вызывает эмоциональный шок при помещении существа в незнакомую среду, что сопровождается повышением температуры тела на 1–2 °C. По мнению ученых, такая реакция встречается только у существ с развитым мозгом, которые осознают происходящее с ними и в окружающем мире. В ходе исследований она была обнаружена у млекопитающих, птиц и одного вида ящериц. Напомним, ранее канадские ученые обнаружили еще одну уникальную способность у другого вида рыб — африканских цихлид. Эти рыбы, выяснили исследователи, способны помнить происходившее с ними на протяжении почти двух недель, а не в течение лишь 30 секунд, как считалось ранее.