Фото №1 - Ученые объяснили, почему «Подсолнухи» Ван Гога меняют цвет

Цвет знаменитых подсолнухов на картине Винсента Ван Гога меняется со временем. Причиной тому — особенности смеси пигментов, использованных художником при работе над полотном.

Процесс «увядания» цветов на картине Ван Гога отследили ученые из Университета молекулярных наук и технологии в Перудже, Университета Перуджи (Италия) и Антверпенского университета (Бельгия). Исследователи работали с вариантом «Подсолнухов», который входит в серию, созданную в Арле. Картина, написанная в 1889 году, сегодня хранится в Музее Ван Гога в Амстердаме (на фото). Эксперименты проводились в самом большом в Германии исследовательском центре по физике частиц DESY .

Для проведения экспериментов химики и рентгенологи использовали частицы краски размером меньше миллиметра, взятые с картины. Эти частицы они просвечивали про помощи рентгеновских лучей. «Согласно проведенному анализу, оранжево-желтые оттенки в основном содержат светостойкий вариант желтой краски, в то время как бледно-желтые участки картины прописаны с использованием светочувствительного желтого пигмента», — отмечает один из участников исследования Джеральд Фалькенберг из лаборатории DESY .

Отдельная команда ученых провела исследование химического состояния образцов краски. Они пришли к выводу, что потемнение светочувствительного пигмента связано с изменением состояния соединений хрома. При переходе соединений хрома VI в соединения хрома III изображенные цветы темнеют. Из этого исследователи сделали вывод, что первоначально подсолнухи могли выглядеть совершенно иначе. Еще ученые определили участки на картине, которые также в силу химических причин могут видоизмениться в будущем.

Винсент Ван Гог, известный своим увлечением ярко-желтыми красками, написал несколько вариантов «Подсолнухов». Это название объединяет две серии картин, куда входит девять полотен.

Отметим, что вокруг работ художника много домыслов и тайн. Так, долгое время оспаривалось авторство «Натюрморта с луговыми цветами и розами» . Доказать, что картина принадлежит кисти Ван Гога удалось только в 2012 году. Также сомнения вызывают обстоятельства смерти художника , что порождает догадки и побуждает исследователей искать все новые версии .