Люди часто принимают решения, лишенные рациональных оснований. Но теперь из-за этого можно не волноваться — ученые нашли оправдание такому поведению. Американские специалисты пришли к выводу, что объяснить неоднозначные суждения и решения можно с помощью квантовой физики.

Парадоксальное мышление и даже противоречия в результатах психологических исследований можно объяснить, используя уравнения и аксиомы квантовой физики, в большей степени подходящие для описания человеческого поведения, чем классические модели. К такому выводу пришли исследователи из Университета штата Огайо и Индианского университета (США).

Исследования, выполненные под руководством специалиста по психофизиологии Чжэн Ван, показывают, что «квантовое» мышление позволяет людям принимать решения в условиях неопределенности и сталкиваться со сложными вопросами, несмотря на ограниченные ресурсы психики.

В психологической науке тенденция к использованию квантовой физики для описания человеческого мышления возникла в ответ на накопление большого пласта данных, не укладывающихся в классические представления и маркированных как «иррациональные». Изначально описывающая поведение микрочастиц и имеющая дело с двусмысленностью в физическом мире, квантовая теория подходит и для адекватного описания некоторых аспектов человеческого поведения и мышления, заверяют ученые.

Так, в психологической среде долгое время считалось, что очередность вопросов, задаваемых испытуемым во время опроса, создает различные эффекты, влияющие на ответы респондентов. Поэтому специалисты периодически меняли порядок вопросов. Однако в ходе одного из исследований Ван было показано, что все эффекты можно предсказать заранее с помощью квантовой физики.

По словам Чжэн Ван, сталкиваясь с неопределенной ситуацией, люди испытывают противоречивые чувства и не могут сразу выдать готовое решение. В этот момент в сознании человека существуют все возможные варианты выхода из ситуации, однако когда решение принято, то есть выбран один вариант, прочие уже невозможны. Тот же принцип лежит в основе мысленного эксперимента с котом Шрёдингера: пока коробка, в которой находится животное, закрыта, существует вероятность того, что кот жив и что он мертв. Но если заглянуть в коробку, мы узнаем, что с котом, то есть двух возможностей уже не будет.

«Точно так же человек мыслит, когда его спрашивают, как дела или что он будет есть на обед. Сначала человек должен подумать, а потом дать один ответ из возможных, представших перед его мысленным взором», — приводит пример Ван. Она добавляет, что описание человеческого поведения с опорой на математические принципы нередко используется в психологии и социологии. Правда, раньше это были принципы классической ньютоновской физики.

Напомним, в одном из исследований американские психологи сумели объяснить распространенный среди людей конформизм, используя математическую модель .