Как выглядела бы планета без людей и каким образом распространились бы различные виды млекопитающих по миру, продемонстрировали биологи из Орхусского университета (Дания).

Фото №1 - Ученые рассказали, как выглядела бы планета без людей

Согласно их модели, без людей большая часть Северной Европы была бы домом не только для волков, лосей и медведей, но и для таких животных, как слоны и носороги. Также ученые пришли к выводу, что современное разнообразие крупных млекопитающих в Африке является следствием деятельности человека, а не обеспечивается климатическими особенностями региона.

При построении модели исследователи опирались на данные о распространении современных животных, экологических и географических условиях их обитания. Это первое исследование, в котором сделана попытка представить развитие фауны, исключив влияние человека.

В ходе предыдущего исследования та же группа биологов показала, что массовое вымирание крупных млекопитающих во время последнего ледникового периода и в следующем тысячелетии в значительной степени объясняется расселением современного человека (Homo Sapiens) по всему миру.

Как отмечает один из участников исследования, профессор Йенс-Кристиан Свеннинг, люди способствовали сокращению численности млекопитающих на планете. В большинстве мест, где селились Homo Sapiens , происходило сокращение видового разнообразия.

По данным биологов, наибольшее разнообразие млекопитающих сегодня наблюдается в Африке, однако до появления человека этим также могли похвастаться Северная и Южная Америка. Что говорит о том, что Африка — одно из немногих мест на планете, где большинство крупных животные еще не уничтожены в результате деятельности человека, заявляет автор исследования Сорен Форби. Африка вовсе не обладает каким-то исключительным климатом, основная причина сохранения видов на континенте — приспособление крупных млекопитающих к его условиям и большим уроном, наносимым человеческой популяции обитающими здесь вредителями, подчеркивает ученый.

Биологи отмечают, что наблюдающееся сегодня большое количество видов млекопитающих в горных районах также является следствием деятельности человека. Горы стали убежищем для животных, спасающихся от охотящихся на них людей. Так, в Европе бурый медведь обитает преимущественно в горных районах, потому что особи, живущие в более доступных равнинных районах, были истреблены.

Ученые рассчитывают, что представленные ими данные помогут восстановить и сохранить дикую природу. Напомним, по версии американских ученых, Homo Sapiens сумели одолеть их конкурентов-неандертальцев , 40 000 лет назад вступив в альянс с волками. До этого люди, неандертальцы и волки были главными хищниками и соперничали, охотясь на мамонтов и других гигантских травоядных.