Международная группа геологов и климатологов обнаружила на стенах одной из пещер горного хребта Циньлин в Центральном Китае надписи о засухах за пять столетий — с 1520 по 1920 год. Построив модель выпадения осадков в регионе, ученые сделали прогноз на будущее.

Фото №1 - Найденные в Китае наскальные надписи прогнозируют сильную засуху

В 1528-м в пещере была сделала запись следующего содержания: «Засуха случилась на седьмой год правления императора Цзя-чинга из династии Мин». Согласно этому свидетельству, именно тогда в пещере было обнаружено озеро.

В другой записи, датированной 1891 годом, сказано, что на семнадцатый год правления императора Гуансюя империи Цин местный мэр во время засухи привел в пещеру 200 человек. Там была проведена церемония, в ходе которой прорицатель просил богов даровать воду.

Исследователи провели анализ сталагмитов — наростов на полу пещеры, позволяющих определить ее возраст, и изучили их химический состав. Сопоставив данные анализа с записями, ученые пришли к выводу, что в годы с меньшим количеством осадков в сталагмитах отложилось больше изотопов кислорода и углерода. По словам одного из авторов исследования, климатолога Себастьяна Брайтенбаха из Кембриджского университета (Великобритания), это означает, что теперь у ученых есть подтверждение оставленных очевидцами свидетельств засухи.

Более того, Брайтенбах и его коллеги использовали полученную информацию, чтобы построить модель выпадения осадков в регионе за последнее время, а также сделать прогноз. Модель отразила засуху в 1990-е годы и предсказала очередную в конце 2030-х.

Отметим, что, согласно отчету Межправительственного совета по изменению климата за 2011 год, грядущее глобальное потепление, помимо прочего, спровоцирует увеличение числа засух по всему миру . Такие данные эксперты получили по результатам компьютерного моделирования.