Фото №1 - Найдены древнейшие цветы на планете

Растения без лепестков, жившие под водой более 125 миллионов лет назад, могут оказаться древнейшими цветами из известных. Об этом по итогам шестилетнего исследования заявили ученые из Индианского университета (США).

Они извлекли фрагменты растений из окаменелостей, найденных более 100 лет назад. Затем изучили структуру стеблей и листьев при помощи современных микроскопов.

В результате анализа ученые пришли к выводу, что это растение Montsechia vidalii , которое 125–130 миллионов лет назад в изобилии росло в пресных озерах, располагавшихся на месте современных горных массивов в Центральной и Северной Испании.

По словам руководителя исследования палеоботаника Дэвида Дилчера, Montsechia vidalii не имело оформленных лепестков и органов, производящих нектар для привлечения насекомых. Это объясняется тем, что Montsechia vidalii росло под водой. В каждом цветке созревало одно семя — мужское или женское, что является признаком покрытосеменного, или цветкового, растения. Семена попадали прямо в воду, где происходил процесс оплодотворения.

Внешне растение напоминало современный роголистник Ceratophyllum , который часто сажают в аквариумах и декоративных прудах. Montsechia vidalii , существовавшее в начале мелового периода, даже «застало» динозавров — брахиозавра и игуанодона.

«Эта находка поднимает ряд важных вопросов об истории цветковых растений, а также об их роли в эволюции других растений и животных, — отмечает Дилчер. — Хотя технически «первый цветок» — это такой же миф, как «первый человек», у нас есть древнейший из известных образец».

До настоящего момента древнейшим цветком на планете считался найденный в Китае Archaefructus sinensis , однако ученые полагают, что Montsechia vidalii старше.

Ранее американские ученые обнаружили в северном Китае лес возрастом 300 миллионов лет , сохранившийся под слоем пепла. Исследователям удалось идентифицировать шесть групп деревьев, в том числе исчезнувших.