Люди могут спать в разных положениях: на спине, животе, боку или в позе эмбриона. Однако только одна поза — на боку — влияет на наше благополучие и даже на работу мозга.

Спать на боку полезно для мозга

Именно сон на боку помогает мозгу лучше «очищаться», что снижает риск развития неврологических заболеваний. Такие данные были получены исследователями из Университета Стоуни-Брук (США).

Команда специалистов в области радиологии, анестезиологии и неврологии изучала, как работает мозг спящих мышей, который во многом похож на человеческий, во время их сна на боку, животе и спине. В частности, их интересовала деятельность глимфатической системы, ответственной за очистку тканей головного мозга от продуктов жизнедеятельности.

Открытая в 2012 году система представляет собой сеть канальцев, по которым с большой скоростью циркулирует спинномозговая жидкость (ликвор), и таким образом происходит «самоочистка» мозга. Глимфатическая система работает в мозге по тому же принципу, что и лимфатическая, очищающая весь организм.

Ученые сканировали мозг спящих в разных позах грызунов при помощи МРТ. И пришли к выводу, что их глимфатическая система работает эффективнее во время сна на боку, чем во время отдыха в других положениях.

По словам ученых, поза на боку является одной из самых распространенных поз для сна у людей и животных, даже в дикой природе. Вероятно, это связано с тем, что люди и животные приспособились ко сну, который наиболее благоприятно действует на их мозг.

Кроме того, оптимальная поза для сна улучшает его качество, препятствуя развитию заболеваний, вызываемых нарушениями сна, таких как слабоумие и болезнь Альцгеймера.

Между тем, по данным Всемирной организации здравоохранения, полученным в ходе 14-летнего исследования, расстройства сна повышают риск инфаркта и инсульта так же, как курение и недостаток физической нагрузки.