Лингвист из Университета Хьюстона (США) разгадал происхождение ряда выражений из «Путешествий Гулливера», ранее считавшихся бессмысленным набором звуков. По его мнению, скорее всего, Джонатан Свифт позаимствовал их из иврита.

Фото №1 - Лингвист раскрыл тайну языка лилипутов из «Путешествий Гулливера»

«Путешествия Гулливера», опубликованные в 1726 году, — самое известное произведение Свифта и одно из самых популярных произведений в истории английской литературы. Написанная от лица судового врача Лемюэля Гулливера, книга повествует о его различных приключениях, в том числе о захвате на берегу островного государства лилипутами — расой людей ростом всего шесть дюймов. Свифт вложил в их уста слова на вымышленном наречии, которые долгое время рассматривались как выдумка автора.

Профессор Ирвинг Ротман, одновременно специализирующийся на английской литературе и еврейской культуре, показал, что это мнение не совсем справедливо. Ученый выяснил, что Свифт, изучавший древнееврейский язык в Тринити-колледже, иногда использовал в «Путешествиях Гулливера» его элементы. Так, на страницах книги сообщается, что алфавит языка, на котором разговаривали великаны, включает 22 буквы — столько же, сколько иврит (а не 26 букв, как в английском языке).

Далее Ротман трактует возглас «бора мивола», который лилипуты издали, когда Гулливер выпил две бочки вина за раз, как производное от еврейских слов вoruch (благословенный) и mivolim (полное поражение). Свифт использует эти слова в сатирическом ключе, дабы подчеркнуть, что лилипуты ожидали мгновенного опьянения Гулливера.

Также Ротман считает, что «йеху», название омерзительных человекоподобных существ, живущих в стране гуингнгмов, является производным от аббревиатуры YHVH , обозначающей бога Яхве. Болезни йеху гуингнгмы обозначают словом гни-йеху, причем если прочитать приставку гни- справа налево, как читается на иврите, то это слово будет означать еврейское ayn (нет).

«Возможно, тем самым Джонатан Свифт хотел подчеркнуть, что йеху полностью противоположны Богу. При этом Гулливер — это человек, который, в отличие от йеху, способен спасти свою душу», — заключил Ротман.