Давно известным науке бразильским лягушкам удалось поразить исследователей. Эти амфибии не просто вырабатывают яд, а способны впрыснуть его жертве. Раньше считалось, что лягушки на это не способны.

Отдельные виды лягушек имеют специальные железы на коже, вырабатывающие ядовитую слизь. Однако международная команда ученых впервые обнаружила лягушек, способных «доставить» яд в тело жертвы. Делают они это с помощью расположенных на голове шипов, установили биологи и зоологи из Институт Бутантан, Университета Сан-Паулу (Бразилия) и Университета штата Юта (США).

Лягушки Aparasphenodon brunoi и Corythomantis greeningi давно известны, но сведений об их жизни в дикой природе было мало. Полученные данные помогут лучше понять биологию амфибий и характер из взаимодействия с хищниками.

На голове лягушек в носовой, челюстной и затылочной областях имеются многочисленные сплюснутые шероховатые костные выросты, прокалывающие кожу. На мордах лягушек обоих видов есть напоминающий верхнюю губу выступ, также имеющий шипы. Они связаны с железами, вырабатывающими токсичный секрет. При этом он крайне ядовит: чтобы убить мышь, достаточно одного микрограмма вещества.

По словам одного из участников исследования, американского биолога Эдмунда Броди, A. brunoi и C. greeningi производят собственный токсин, а не получают от насекомых, которыми питаются, как это происходит у большинства лягушек, обитающих в Центральной и Южной Америке.

По расчетам ученых, один грамм секрета лягушек может убить 300 000 мышей, или примерно 80 человек. Токсин A. brunoi более ядовит, чем у ямкоголовой змеи из семейства гадюковых, в 25 раз, токсин C. greeningi — в 2 раза.

При этом ученым не известны хищники, которые охотились бы на этих амфибий. Броди предполагает, что такая высокая токсичность секрета лягушек связана с тем, что он содержится в костных шипах на головах амфибий в небольших количествах, в отличие от содержания токсинов в змеиных зубах.

Отметим, что одними из самых ядовитых животных считаются лягушки из рода листолазов — особенно листолаз ужасный, — обитающие в дождевых лесах Центральной и Южной Америки.

Источник: The Guardian