Инструмент, изготовленный знаменитым итальянским мастером в 1734 году, был украден у скрипача-виртуоза Романа Тотенберга в мае 1980 года. Спустя 35 лет инструмент был найден и возвращен семье музыканта. Сам он до этого события не дожил.

Скрипку похитили из рабочего кабинета Тотенберга в Музыкальной школе им. Лонжи в Кембридже. В то время Тотенберг был директором и преподавателем этой школы. На момент кражи стоимость скрипки оценивалась в 250 000 долларов.

Роман Тотенберг, известный скрипач, выступавший по всему миру и сотрудничавший с такими музыкантами, как Игорь Стравинский, Аарон Копленд, Артур Рубинштейн, владел скрипкой 38 лет. Уже после кражи инструмента, в 1981 году, Тотенберг в интервью CBS News рассказал, что ему потребовалось 20 лет, чтобы раскрыть потенциал этой скрипки, подобрав настройки.

Скрипач умер в 2012 году в возрасте 101 года. Ставший легендарным инструмент нашелся спустя три года, в конце июня 2015 года. Скрипку узнал мастер Филипп Инджеян, которого некая Тхань Чан из Калифорнии пригласила в отель на Манхэттене, чтобы он осмотрел и оценил инструмент.

Инджеян засвидетельствовал подлинность скрипки, а также сообщил правоохранительным органам о том, что именно этот инструмент был украден 35 лет назад у Тотенберга. По словам Чан, скрипку ей незадолго до смерти в 2011 году передал ее бывший муж. Несколько лет Чан не трогала инструмент.

ФБР подтвердило, что бывшим мужем Чан являлся Филипп Джонсон, давно подозреваемый в краже скрипки. Впрочем, доказать, что преступление совершил именно он, снова не удалось.

Скрипку вернули дочерям Тотенберга 6 августа. Судя по состоянию инструмента, о нем не заботились должным образом все это время. Семья виртуоза планирует восстановить скрипку и продать ее музыканту, который будет на ней играть. Никто из потомков Тотенберга на скрипке не играет.

Отметим, ранее в ходе изучения скрипок Страдивари американские ученые пришли к выводу, что их столь необычное глубокое звучание обеспечивают F- образные отверстия — эфы. На основе анализа множества других инструментов итальянского мастера ученые заявили, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке .

Источник: The New York Times