Полярное сияние, несомненно, одно из самых красивых и захватывающих зрелищ на Земле. Однако у астрономов есть возможность любоваться подобными свечениями вокруг других планет и звезд.

Фото №1 - Астрономы обнаружили полярное сияние вне Солнечной системы

Впервые астрономы заметили полярное сияние вокруг объекта, находящегося вне Солнечной системы. Сияние было в 10 тысяч раз мощнее, чем все зафиксированные ранее, и распространялось вокруг маломассивной звезды, имеющей массу меньше, чем у звезд, и больше, чем у коричневых карликов. Открытие было сделано международной командой ученых из США, Великобритании, Ирландии, Германии, России и Болгарии.

Объект под названием LSR J1835 + 3259 , вокруг которого было замечено сияние, расположен на расстоянии 18 световых лет от Земли в созвездии Лиры. Астрономы отмечают, что наблюдение продемонстрировало ключевое различие между магнитной активностью более массивных звезд, коричневых карликов и планет.

«Вся магнитная активность, которую мы зафиксировали на этом объекте, может быть объяснена мощными сияниями , — говорит Грегг Холлинен из Калифорнийского технологического университета (США). — Это означает, что полярные сияния выполняют для коричневых карликов и объектов меньшего размера ту же функцию, что и солнечная активность» .

Коричневые карлики, которые иногда называют «несостоявшимися звездами» , более массивные, чем планеты, но слишком малы для термоядерных реакций в ядрах, как у мощных звезд. По словам астрономов, их наблюдения LSR J1835 + 3259 показывают, что самые холодные звезды и коричневые карлики имеют внешние атмосферы, которые и поддерживают сияния. У более массивных и горячих звезд эту функцию выполняет магнитная активность.

Открытие астрономов важно и для изучения экзопланет, оно свидетельствует о том, что на таких планетах также могут возникать сияния вроде полярных.

Отметим, ранее американские ученые заявили, что благодаря выведенному ими на орбиту Земли ускорителю элементарных частиц, который планируется использовать для изучения поведения электронов и ионов в атмосфере, полярное сияние вскоре можно будет наблюдать в любой ее точке.

Источник: The National Radio Astronomy Observatory / NRAO