При предъявлении абстрактной информации только у человека активируется зона мозга, отвечающая за ее восприятие. У обезьян этого не происходит, что является первым доказательством уникальных способностей человека. Такое открытие сделали неврологи из отдела когнитивной томографии Национального института здравоохранения и медицинских исследований (Франция).

В своем исследовании команда ученых под руководством Станисласа Деана давала неподготовленным людям и макакам слушать последовательности нот. При этом активность мозга испытуемых отслеживали с помощью МРТ.

Цепочки звуков были простыми и состояли из нескольких одинаковых тонов и одного отличного от них — с подобного фрагмента начинается знаменитая Симфония № 5 Людвига ван Бетховена.

Во время эксперимента последовательности менялись. Ученые хотели выяснить, смогут ли их испытуемые распознать различные цепочки, сравнив количество звуков в них и мелодический рисунок. Сначала последовательность типа АААВ меняли на последовательность ААААВ , в которой рисунок оставался прежним, а количество нот увеличивалось. Так неврологи оценивали способность подсчитывать количество тонов.

Затем число звуков в цепочке сохранялось, но менялась мелодия (АААВ превращалось в АААА ). В третьей серии экспериментов ученые сочетали оба приема, меняя последовательность АААВ на АААААА с большим количеством звуков и другим мелодическим рисунком.

Обнаружилось, что в ответ на одновременное изменение звукового ряда и количество нот специальная зона мозга — нижняя лобная извилина — активировались только у людей. Известно, что нижняя лобная извилина у человека больше, чем у обезьян, кроме того, у людей в ней расположен центр Брока, отвечающий за моторику речи.

Между тем недавно американские антропологи пришли к выводу, что человек не во всем превосходит обезьян. Так, они обнаружили, что руки у людей примитивнее, чем лапы у шимпанзе, которые значительно изменились в процессе эволюции.

Источник: Nature