Хронические стрессы связаны с преждевременным старением, развитием различных заболеваний и повышением смертности. Биологический механизм данного явления объяснили американские ученые.

Фото №1 - Неврологи объяснили, почему стресс ускоряет старение женщин

Науке известен «антивозрастной» гормон клото (назван по имени древнегреческой парки Клото, которая прядет нить жизни), вырабатываемый в почках и головном мозге. Он регулирует процесс старения и поддерживает здоровье организма, в том числе головного мозга. Психиатры и неврологи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США) обнаружили, что сильный хронический стресс у женщин влияет на выработку этого гормона.

В проведенном учеными исследовании приняли участие 178 некурящих относительно здоровых женщин в возрасте от 20 до 50 лет, имеющих как минимум одного ребенка от 2 до 16 лет. У части женщин были дети, страдающие от аутизма. У всех участниц исследования при помощи специальной методики был измерен уровень стресса. Так, 90 матерей с детьми-аутистами страдали от хронического сильного стресса, 88 матерей нормально развивающихся детей имели низкий уровень стресса.

В ходе исследования женщины заполняли различные тесты, выявляющие их психологические особенности, особенности поведения и социальное положение. Также участницы сдавали кровь на анализ.

Согласно полученным результатам, женщины, испытывавшие постоянный сильный стресс, имели более низкий уровень гормона клото, чем матери с низким уровнем стресса. При этом с увеличением возраста у женщин с хроническим сильным стрессом уровень клото снижается значительно быстрее, чем у женщин, его не испытывающих. В то же время у женщин с низким уровнем клото были выявлены симптомы депрессии.

Ученые констатировали, что на выработку гормона клото влияют психосоциальные стрессы. Возможно, дальнейшее изучение изменений уровня клото позволит объяснить связь между стрессом, депрессией и ускоренным развитием соматических заболеваний. Исследование также проливает свет на процесс старения. Это знание, по мнению ученых, может быть использовано в терапевтических целях — для снижения последствий стресса для здоровья.

Ученые активно ищут способ обратить вспять или хотя бы замедлить процесс старения. Так, британские ученые идентифицировали ген , связанный с продолжительностью жизни, иммунитетом и устойчивостью к болезням. Японским исследователям удалось сдержать у группы «пожилых» мышей другой ген, играющий важную роль в старении тканей. А американские ученые «омолаживали» старых мышей, делая им инъекции плазмы молодых сородичей .