Хронические стрессы связаны с преждевременным старением, развитием различных заболеваний и повышением смертности. Биологический механизм данного явления объяснили американские ученые.

Неврологи объяснили, почему стресс ускоряет старение женщин

Науке известен «антивозрастной» гормон клото (назван по имени древнегреческой парки Клото, которая прядет нить жизни), вырабатываемый в почках и головном мозге. Он регулирует процесс старения и поддерживает здоровье организма, в том числе головного мозга. Психиатры и неврологи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США) обнаружили, что сильный хронический стресс у женщин влияет на выработку этого гормона.

В проведенном учеными исследовании приняли участие 178 некурящих относительно здоровых женщин в возрасте от 20 до 50 лет, имеющих как минимум одного ребенка от 2 до 16 лет. У части женщин были дети, страдающие от аутизма. У всех участниц исследования при помощи специальной методики был измерен уровень стресса. Так, 90 матерей с детьми-аутистами страдали от хронического сильного стресса, 88 матерей нормально развивающихся детей имели низкий уровень стресса.

В ходе исследования женщины заполняли различные тесты, выявляющие их психологические особенности, особенности поведения и социальное положение. Также участницы сдавали кровь на анализ.

Согласно полученным результатам, женщины, испытывавшие постоянный сильный стресс, имели более низкий уровень гормона клото, чем матери с низким уровнем стресса. При этом с увеличением возраста у женщин с хроническим сильным стрессом уровень клото снижается значительно быстрее, чем у женщин, его не испытывающих. В то же время у женщин с низким уровнем клото были выявлены симптомы депрессии.

Ученые констатировали, что на выработку гормона клото влияют психосоциальные стрессы. Возможно, дальнейшее изучение изменений уровня клото позволит объяснить связь между стрессом, депрессией и ускоренным развитием соматических заболеваний. Исследование также проливает свет на процесс старения. Это знание, по мнению ученых, может быть использовано в терапевтических целях — для снижения последствий стресса для здоровья.

Ученые активно ищут способ обратить вспять или хотя бы замедлить процесс старения. Так, британские ученые идентифицировали ген , связанный с продолжительностью жизни, иммунитетом и устойчивостью к болезням. Японским исследователям удалось сдержать у группы «пожилых» мышей другой ген, играющий важную роль в старении тканей. А американские ученые «омолаживали» старых мышей, делая им инъекции плазмы молодых сородичей .