Фото №1 - Биологи зафиксировали явление «непорочного зачатия» среди рыб

Группа биологов под руководством Демиана Чапмэна из университета Стоуни-Брук (США) пришла к выводу, что самки мелкозубой рыбы-пилы (лат. Pristis pectinata ) способны размножаться без половой связи. По их мнению, такое эволюционное преимущество было, вероятно, приобретено ими из-за угрозы вымирания вида.

В норме рыбе-пиле, как и многим другим скатам, присуще воспроизведение потомства при непосредственном участии особей обоих полов. Однако последнее исследование, проведенное в акватории Флориды, показало: почти 4% особей этого вида родились без генетического участия самца. Ученые проанализировали ДНК 190 рыб-пил. Оказалось, что в зачатии семи из них принимал участие только один родитель.

Речь идет о явлении партеногенеза, или «непорочного зачатия», когда яйцеклетки развиваются во взрослом организме без оплодотворения. Такая форма полового размножения встречается у позвоночных крайне редко — примерно в 0,1% случаев.

По словам биологов, партеногенез, вероятно, является ответом на угрозу вымирания вида. А мелкозубая рыба-пила как раз относится к исчезающим видам. Этот представитель семейства пилорылых скатов ранее обитал по всей Атлантике от Северной Каролины до Техаса, однако сейчас встречается только у берегов на юго-западе Флориды.

Напомним, в животном мире принято выделять четыре типа отношений между полами: промискуитет (неупорядоченные половые отношения), полигамию (в этом случае самец спаривается с множеством самок), полиандрию (самка спаривается с несколькими самцами) и моногамию, при которой самец и самка верны друг другу.