Неврологи несколько лет спорят о том, что происходит при амнезии. Одни считают, что клетки мозга повреждаются, и человек теряет способность к запоминанию. Другие уверены: воспоминания остаются сохранными, но доступ к ним блокируется.

Фото №1 - Ученые смогли восстановить потерянную память

Сторонникам второго подхода удалось вернуть утраченные воспоминания при помощи стимуляции светом отдельных клеток мозга. Такой эксперимент провели исследователи из Массачусетского технологического института под руководством нобелевского лауреата Судзуми Тонегавы.

Несколькими годами ранее ученые предположили, что в мозге есть особые нейроны, которые активно работают в процессе запоминания человеком чего-либо, вызывая физические или химические изменения и, таким образом, оставляя в памяти след. Позже, когда человек улавливает знакомый запах или видит что-либо, эти нейроны активизируются, вызывая воспоминания.

В 2012 году группе Тонегавы удалось доказать, что подобные нейроны существуют и что они находятся в гиппокампе. Ученые использовали методику, при которой в нейроны вводят специальные каналы, реагирующие на возбуждение светом.

В ходе последнего исследования неврологам впервые удалось показать, что при формировании воспоминаний у нейронов увеличивается количество контактов, служащих для передачи нервных импульсов. Чтобы выяснить, можно ли восстановить воспоминания, доступ к которым оказался химически заблокирован, ученые провели эксперимент на мышах.

Они помещали их в клетку и подвергали ударам тока, в результате у грызунов выработалось защитное замирание. Мыши стали замирать, попадая в клетку, вне зависимости от того, получали они удары током или нет. Затем части грызунов ввели препарат, ослабляющий контактные связи и вызывающий амнезию. Мыши, забывшие об ударах током в клетке, не демонстрировали реакцию замирания, когда попадали туда. Попытки вызвать воспоминания при помощи эмоциональных стимулов реакции не дали.

Когда же ученые стимулировали нейроны при помощи света (клеткам с помощью генной инженерии придали светочувствительность), память полностью вернулась к грызунам. Они начали замирать при попадании в клетку, хотя тока там не было. Таким образом, ученые сделали вывод о возможности вернуть воспоминания, утраченные в результате травмы или болезни.

Кстати, теория Тонегавы о том, что воспоминания не уходят навсегда и их можно восстановить, ранее была подкреплена данными ученых из Калифорнийского университета. Они провели похожий эксперимент на улитках.