Понять, как жили наши предки более 30 веков назад, сегодня можно благодаря глубокому химическому анализу артефактов. Так, недавнее исследование рассказало ученым о перемещениях «девушки из Эгтведа».

Останки девушки, похороненной около 1370 года до нашей эры в кургане возле современного городка Эгтвед в Центральной Дании, нашли при раскопках еще в 1921 году. Останки очень хорошо сохранились, а одежда едва ли не лучший образец тканей бронзового века. Известно, что на момент смерти девушке было 18–20 лет, ее рост составлял 160 см. Удалось воссоздать некоторые обстоятельства погребального обряда и реконструировать одежду.

В ходе последнего исследования, проведенного сотрудниками Копенгагенского университета (Дания) Карин Маргаритой Фрей и Кристианом Кристиансеном, выяснилось, что девушка была родом не из Эгтведа, а с юго-запада Германии. Причем она пришла в город незадолго до смерти. И это не единственное, что удалось узнать ученым.

Исследователи проанализировали соотношения изотопов стронция 87 и 86 в волосах, ногте большого пальца, зубах и одежде девушки. Стронций, содержащийся в почве и попадающий в организм человека с питьевой водой, служит археологам своеобразным «навигатором», позволяя по соотношению изотопов определить, где человек жил. Найденные на месте захоронения воловья шкура, одежда и одеяло девушки, а также вещи шестилетнего ребенка, кремированного и захороненного вместе с ней, неместного происхождения. Соотношение изотопов в волокнах характерно для горных районов со сложной геологией. По словам Фрей, девушка носила распространенную в Эгтведе одежду, хотя и изготовленную из материалов с ее родины — вероятно, чтобы интегрироваться в местное общество.

Фото №1 - Ученые воссоздали картину жизни и странствий девушки бронзового века

Ученые попытались визуализировать внешний облик «девушки из Эгтведа»

Анализ постоянных зубов девушки, сформировавшихся когда ей было 3–4 года, свидетельствует, что первые годы жизни она провела в регионе, который геологически старше, чем полуостров Ютландия. Фрей предполагает, что девушка родилась в Шварцвальде, расположенном за 800 км к югу от Эгтведа.

В пользу этой гипотезы говорят и другие археологические находки, подтверждающие тесные связи между Данией и Южной Германией в бронзовом веке. По словам Кристиана Кристиансена, в бронзовом веке в этих регионах находились центры власти. Дания торговала янтарем с Грецией и Ближним Востоком через посредников в Южной Германии. Ради поддержания экономических отношений и создания семейного союза девушку решили выдать замуж за знатного человека из Ютландии.

Анализ волос девушки позволил ученым предположить, что, переехав к мужу в Данию, она периодически навещала родных. Проследить ее перемещения в течение двух последних лет жизни удалось по волосам длиной 23 сантиметра (волосы на голове отрастают примерно на сантиметр в месяц). За 13–23 месяца до смерти девушка была в родных краях. Затем она отправилась в Ютландию и, проведя там 9–10 месяцев, снова вернулась домой. Спустя 4–6 месяцев девушка пришла в Эгтвед, судя по соотношению изотопов стронция, примерно за месяц до смерти.

Напомним, ранее удалось сварить пиво под названием Egtvedpigens Bryg (дат. «Пиво девушки из Эгтведа») . Рецепт был воссоздан на основе анализа остатков алкогольного напитка в коробе из коры, обнаруженного в могиле девушки. Почти сто лет он хранился в Национальном музее Дании, пока его состав не был исследован учеными.