Знаменитая паутина человека-паука может стать реальностью. Ученые из университета Тренто (Италия) решили узнать, что произойдет, если объединить шелк паука — один из самых крепких материалов в природе с графеном. К слову, эта модификация углерода толщиной в один атом является одним из самых прочных искусственных материалов.

В ходе эксперимента на несколько пауков-сенокосцев (лат. Pholcidae ) ученые распылили смесь воды и графеновых частиц диаметром от 200 до 300 нанометров. Затем они обработали еще 10 особей водным раствором углеродных нанотрубок, чтобы сравнить последствия использования этих двух материалов.

Результаты показали, что некоторые пауки впоследствии начали производить более слабую паутину, однако несколько особей, наоборот, начали создавать необычно прочные волокна. Лучшие результаты были отмечены в случае использования нанотрубок : сеть была примерно в 3,5 раза более жесткой и крепкой , чем шелк, выделяемый паутинными железами пауков-кругопрядов.

Ученым еще предстоит ответить на вопрос, каким образом графен оказывается в структуре паутины. Возможно, он покрывает ее снаружи, однако, по мнению ведущего автора исследования Николы Пюньо, этого недостаточно, чтобы объяснить увеличение прочности. Вместо этого ученый считает, что графен интегрируется непосредственно в структуру нитей паутины.

Пока еще неясно, в каких областях может использоваться «графеновая паутина» . Авторы работы активно фантазируют о возможных способах ее применения — вплоть до создания громадных сетей для безопасной ловли падающих самолетов.

Илона Терехова