Американский геолог Стивен Хэггерти в поисках содержащих алмазы кимберлитовых трубок, обнаружил редкое растение, которое сможет значительно облегчить поиск алмазов

Фото №1 - Африканское растение поможет искать алмазы

При помощи ботаников Хэггерти предварительно определил, что это пандан канделябровый — малоизученный вид растения, обитающего на территории от Камеруна до Сенегала. Ученый полагает, что растение адаптировалось к кимберлитовой почве, богатой магнием, калием и фосфором, которые являются для него хорошим удобрением.

Пандан имеет ходулеобразную корневую систему, аналогичную корням мангровых деревьев, достигает 10 метров в высоту и обладает колючими пальмообразными листьями, которые местные жители используют в качестве настила для крыш. Геолог утверждает, что пандан растет только над кимберлитовыми трубками.

Фото №2 - Африканское растение поможет искать алмазы

Кимберлитовые трубки, содержащие запасы алмазов, представляют собой вертикальные геологические тела, уходящие на сотни метров в глубь земли и образованные в результате древних извержений магмы. Во время них алмазы, сформировавшиеся глубоко под землей из атомов углерода под действием большого давления и высокой температуры, выносятся на поверхность.

Хэггерти занимается геологоразведкой в Либерии с 1970-х годов. В последние годы ученый искал указывающие на кимберлит минералы. В 2013 году в регионе Кэмп-Альфа геолог нашел кимберлитовую трубку длиной 500 и шириной 50 метров, которая уже дала четыре алмаза: два в 20 карат и два в 1 карат. Там он впервые обратил внимание на пандан. Затем геолог обнаружил пандан еще над одной кимберлитовой трубкой.

По окончании сезона дождей геолог планирует при помощи специального оборудования изучить образцы почвы над кимберлитовой трубкой в Кэмп-Альфа, чтобы понять, стоит ли вести там добычу алмазов. Также Хэггерти намерен продолжить наблюдения за растением и почвой, чтобы проследить, как происходит обмен питательными веществами. Кроме того, исследователь собирается проверить, можно ли обнаружить пандан с воздуха или увидеть на спутниковых снимках. По его словам, это поможет западноафриканским странам искать месторождения алмазов.
Сегодня в Западной Африке распространена «кустарная» добыча камней — жители просеивают речные отложения в поисках алмазов, попавших в воду из размытых кимберлитовых трубок.
Для стран Западной Африки, пострадавших от многолетних войн и эпидемии лихорадки Эбола, добыча алмазов из кимберлитовых трубок станет важным источником доходов, не нанося при этом большого ущерба окружающей среде , полагает Стивен Шири, геолог, специалист по алмазам из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США).
Он также отметил, что пандан канделябровый помог бы искать алмазы, если они там есть, в Бразилии, расположенной в тех же широтах и имеющей труднопроходимые леса.