Немецкий композитор стал терять слух после 31 года. Его современники-врачи считали это симптомом другого заболевания, ставя диагнозы один страшнее другого. Современные ученые уверены, что дело было в генах.

Достоверно известно, что Людвиг ван Бетховен имел проблемы со слухом. Всемирно известный композитор страдал от тиннитуса, или звона в ушах, с 31 года. Слух Бетховена постепенно ухудшался и со временем пропал вовсе.

На премьере Симфонии № 9, состоявшейся в 1824 году, когда композитору было 54 года, он не слышал ничего. Прежде чем начать говорить, Бетховен обводил зал взглядом, чтобы удостовериться, что зрители перестали аплодировать. Среди причин глухоты композитора называли сифилис, отравление, тиф и даже привычку окунать голову в холодную воду, чтобы взбодриться.

Однако исследователи из Университета Южной Калифории (США) полагают, что они установили подлинную причину болезни Бетховена. Потеря слуха у композитора была вызвана дефектным геном, считают ученые. По их мнению, наличие дефектного гена также может объяснить проблемы со слухом, возникающие у других музыкантов, в том числе у Эрика Клэптона, Фила Коллинза и Оззи Осборна.

Исследователи выделили ген, названный ими Nox3 . Они обнаружили его во внутреннем ухе. Данный ген имеет ключевое значение для диагностики риска потери слуха. В своем исследовании ученые изучили ДНК мышей, подвергнутых воздействию шума, и нашли у животных Nox3 . Это позволило им сделать вывод, что глухота музыкантов, на слух которых постоянно воздействуют различные шумы, может иметь генетическую природу.

Обеспокоенность ученых проблемой глухоты объясняется статистическими данными. Так, в Великобритании сегодня примерно 18 000 человек страдают от потери слуха в результате шума, произошедшей или усугубившейся на работе. В США глухота — одна из наиболее распространенных болезней, связанных с работой. Исследователи отмечают, что те люди, которые имеют повышенный риск развития глухоты, должны подумать о том, как защитить себя от воздействия опасного шума.

Напомним, что, как выяснили ранее специалисты из Вашингтонского университета, писать музыку глухому Бетховену помогало больное сердце . По мнению ученых, потеря слуха сделала Бетховена более чувствительным к собственному сердечному ритму — единственной «музыке», которую он в тот момент мог ощущать.