Во всем мире было продано более 450 млн книг о мальчике-волшебнике, написанных Джоан Роулинг. Ученые решили выяснить, чем вызван такой ажиотаж вокруг изданий.

Фото №1 - Ученые объяснили успех книг о Гарри Поттере с помощью МРТ

История о Гарри Поттере стала популярной в том числе благодаря использованию автором определенных «активизирующих» слов во всех книгах серии. К такому выводу пришли исследователи из Ланкастерского университета (Великобритания).

Сначала специалисты тщательно изучили тексты всех семи книг о волшебнике и выбрали 120 отрывков. Каждый из них состоял не более чем из четырех строк и не требовал от испытуемых знакомства с текстом. При этом фрагменты вызывали определенные эмоции с первых слов.

Ученые предлагали прочесть отрывки испытуемым, которых предварительно помещали в аппарат МРТ. С помощью него исследовалась активность мозга.

После завершения эксперимента в сканере каждый испытуемый должен был оценить тональность отрывка по шкале от –3 до +3, где –3 — наиболее негативный, а +3 — наиболее позитивный; а также степень «эмоционального оживления», вызываемого текстами, по шкале от 1 до 5, где 1 — сильно успокаивающий, а 5 — крайне возбуждающий.

В ходе исследования ученые выяснили, что на состояние читателей воздействовали не отрывки в целом, а отдельные эмоционально заряженные слова, содержащиеся в них.

Так, предложение из книги «Гарри Поттер и узник Азкабана»: «И тогда тишина накрыла толпу, казалось, что холод распространяется по коридору», — вызвало спектр эмоциональных реакций. Исследователи объяснили это тем, что во фрагменте встречается малоактивизирующее слово «тишина» и высокоактивизирующее слово «холод».

Предложение из книги «Принц-полукровка»: «Ты отвратительный сквиб, маленькая грязная предательница крови!» — заревел Гонт, теряя контроль», — вызвало у испытуемых наибольшее напряжение, так как содержит негативные эмоционально заряженные слова: «отвратительный», «грязная», «кровь», «предательница», «заревел», «теряя».

Согласно данным МРТ-сканера, когда испытуемые читали отрывок из книги «Принц-полукровка», у них были активизированы зоны мозга, связанные с эмоциями, участвующие в построении модели текущей ситуации и отвечающие за понимание психического состояния персонажа. Особенно сильно предъявляемые отрывки стимулировали амигдалу, находящуюся в левом полушарии мозга и запускающую эмоциональные реакции.

Таким образом, сделали вывод ученые, на читателей в большей степени влияют эмоционально заряженные слова, содержащиеся в тексте, а не весь текст в целом.

Доктор психологии Франческа Цитрон из Ланкастерского университета отметила: «Наши результаты говорят, что эффект, произведенный текстом, можно предсказать, проанализировав содержащиеся в нем слова. Искусство выбора подходящих слов, воздействующих на эмоции читателей, — это один из показателей мастерства хороших писателей или ораторов».

Напомним, что вслед за книгами о Гарри Поттере небывалую популярность завоевали и все восемь фильмов. И сейчас, планируя поездку в Великобританию, и дети, и взрослые мечтают побывать в местах, где снимались сцены с героями Джоан Роулинг. «Вокруг света» составил такой маршрут .