Аспирант из Каролинского института (Швеция) Мартин Белландер проанализировал более 120 тыс. картин и обнаружил, что на протяжении многих столетий самым популярным цветом в европейской живописи был и остается оранжевый. Однако в XX веке синий начал постепенно его вытеснять.

Фото №1 - Оранжевый — наиболее часто используемый в искусстве цвет

Иван Айвазовский. «Девятый вал». 1850 год

Результаты и алгоритм работы, а также используемый код Белландер опубликовал в своем личном блоге. Изображения картин и необходимая информация (например, о времени создания полотен и живописной технике) были извлечены им из открытых ресурсов — BBC , Google Art Project , Wikiart , Wikimedia Commons и других, а также галерей на сайтах различных музеев, с помощью языка программирования R (используется для статистической обработки данных и работы с графикой).

По технике, в которой были написаны полотна, изображения были разделены на 4 категории: масло (110 042 картины), акрил (5442), темпера (1035) и другая, смешанная техника (4793). После этого автор исключил из исследования 1299 картин, в датировке которых имеется какая-либо неопределенность. Таким образом, анализу подверглись в общей сложности 120 013 изображений полотен, написанных между 1250 и 2010 годами. Впрочем, большая часть картин, изображения которых были получены Белландером, создана с 1800 по 2000 год. Их количество составило 94 526. Поэтому результаты анализа наиболее показательны в отношении этого периода.

Проведенный анализ и его визуализация демонстрируют, что оранжевый был и остается самым популярным цветом в европейской живописи. Однако в XX веке, примерно с 1910 года, художники стали использовать в своих картинах больше синего цвета, чем прежде. А с 1960-х годов тенденция увеличения синего начинает набирать обороты и достигает пика к концу 1990-х годов. К слову, возрастает (но не в такой мере) также использование других цветов, за исключением оранжевого, которого в живописи становится меньше. Синий цвет его «вытесняет».

Фото №2 - Оранжевый — наиболее часто используемый в искусстве цвет


Интересно, что при анализе картин, выполненных акриловыми красками, тенденция увеличения синего с 1960-х до 2000-х годов не наблюдается, его появление в полотнах держится примерно на одном уровне на протяжении этого периода. Однако синего в акриловой живописи больше, чем в работах, нарисованных в других техниках. Тенденция увеличения синего цвета четко проявляется в отношении картин маслом.

Вопрос, чем обусловлена тенденция вытеснения синим цветом оранжевого, остается открытым. Друзья Белландера и пользователи соцсетей высказывают ряд предположений. Например, по одной из версий, ее можно объяснить тем, что вплоть до XX века синяя краска была редкой и стоила дорого, и когда стала более доступной, художники уже не ограничивали себя в ее использовании. Кто-то считает, что синий — это просто новый тренд в живописи. А другие — что в результате анализа может быть погрешность в связи с тем, что цвета на картинах изменяются с течением времени из-за старения смол.

Стоит отметить, что Белландера вдохновила на исследование работа Виджая Пандурангана, который проанализировал цветовую гамму киноафиш с 1914 по 2011 год. Интересно, что с середины 60-х годов прошлого столетия и на плакатах к фильмам появляется все больше синего цвета.