Жители Нидерландов за последние 150 лет выросли в среднем на 20 сантиметров. Это заслуга эволюции, считают ученые.

Фото №1 - Ученые объяснили, почему голландцы стали самыми высокими людьми на планете

Население Нидерландов существенно увеличилось в росте за относительно короткий период, и большую роль в этом процессе сыграло повышение уровня жизни, хорошее питание и забота о здоровье. Однако в ходе нового исследования выяснилось, что это явление имеет и другие причины.

Сегодня ученым известно минимум 180 генов, влияющих на рост человека. Их суммарное действие объясняет вариативность роста в популяции на 80%. Факторы среды также играют заметную роль. Что же именно повлияло на увеличение голландцев в росте, решили выяснить Герт Стюлп из Лондонского института гигиены и тропической медицины и его коллеги.

Для этого они обратились к базе данных о 100 000 человек, проживающих в трех северных провинциях Нидерландов. Из них исследователи выбрали людей старше 45 лет, которые родились в Нидерландах в семьях местных жителей. Итоговая выборка составила 42 616 человек.

Обработав данные, ученые обнаружили, что голландцы-мужчины, которые выше своих соотечественников, имеют больше детей. А значит, гены, отвечающие за высокий рост, распространяются в популяции. Таким образом, естественный отбор влияет на увеличение жителей Нидерландов в росте, отмечают исследователи. У женщин связи между высоким ростом и большим количеством детей не обнаружилось. Ученые объясняют это тем, что высокие женщины имеют меньше шансов найти пару, а у низкорослых высок риск выкидыша.

Причин, по которым голландки предпочитают более высоких мужчин, по мнению Стюлпа, может быть несколько. Женщины, вероятно, полагают, что такие мужчины имеют более крепкое здоровье и хороший иммунитет. Также, возможно, высокие голландцы чаще разводятся и создают новые семьи.

Самыми высокими людьми на планете в XVIII–XIX веках были американцы. Но в XX веке они уступили пальму первенства по этому показателю жителям Северной Европы. Со временем и голландцы уступят лидерство, полагает Стивен Стирнс, биолог из Йельского университета. И произойдет это, по мнению ученого, благодаря все той же эволюции, в ходе которой после усиления одной тенденции следует стабилизация.

Напомним, ранее ученые из Университета Нью-Йорка обнаружили, что рост мужчины влияет на стабильность брака , в который он вступает. Согласно их данным, высокие мужчины разводятся чаще, чем низкорослые, что подтверждает догадки Стюлпа и его коллег.