После двухлетнего перерыва самый мощный в мире ускоритель заряженных частиц возобновил свою работу. В воскресенье, 5 апреля, ученые вновь запустили пучки протонов в противоположных направлениях по 27-километровому кольцевому туннелю.

Фото №1 - Большой адронный коллайдер успешно запущен после двухлетнего перерыва

«После двух лет усилий БАК находится в отличной форме, — сказал директор по ускорителям и технологии Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) Фредерик Бордри. — Однако самый важный шаг еще впереди — увеличить энергию пучков до новых рекордных уровней».

Пока что частицы несутся навстречу друг другу с энергией 450 ГэВ (гигаэлектронвольт). Прежде чем начать увеличивать энергию, ученым предстоит в ближайшие дни проверить все системы. Планируется довести энергию пучков протонов до 6,5 ТэВ (тераэлектронвольт), что примерно в полтора раза выше максимального показателя до остановки ускорителя — в 2012 году пучки протонов удалось разогнать до энергии 4 ТэВ. Столкновение частиц с небывалой суммарной энергией 13 ТэВ может начаться уже в июне.

Повысить возможную мощность позволила модернизация, которая велась с 2013 года. В коллайдере были заменены некоторые сверхпроводящие биполярные магниты, улучшены криогенная и вакуумная системы, а также электроника. Пучки частиц теперь смогут производить больше столкновений за счет того, что протоны будут группироваться ближе друг к другу. Со временем сократится и интервал между «сгустками» протонов (они летят по туннелю не непрерывным потоком) — с 50 до 25 наносекунд (1 наносекунда равна одной миллиардной доле секунды).

Все это откроет новые возможности для исследований. Во «втором сезоне» работы БАК ученые займутся изучением темной материи, антиматерии, проверят механизм Хиггса (теорию о том, как приобретают массы все элементарные частицы). После открытия в 2012 году бозона Хиггса ученым предстоит выяснить, соответствует ли эта субатомная частица Стандартной модели физики элементарных частиц или выходит за ее пределы.

Заметим, что Большой адронный коллайдер планировали перезапустить еще в конце прошлого месяца, однако 21 марта на одном из магнитов произошло короткое замыкание.