Ученые из Института Вейцмана назвали еще одну причину, по которой люди пожимают друг другу руки. Помимо важной социальной функции — выражения доброжелательности и готовности к диалогу, этот древний обычай является способом, с помощью которого можно незаметно «обнюхать» собеседника.

Фото №1 - Ученые: рукопожатия — аналог обнюхивания у животных

«Не секрет, что наши тела вырабатывают целый букет ароматов и феромонов , которые влияют на поведение и восприятие нас другими людьми, однако в отличие от животных мы не вдыхаем и не оцениваем их открыто. Наше исследование показало, что рукопожатия могут быть способом для скрытого поиска и обмена химическими сигналами», — рассказывает профессор Ноам Собель, заведующий департамента нейробиологии Института Вейцмана.

Чтобы проверить, действительно ли рукопожатия передают запахи тела, исследователи провели эксперимент. Они поздоровались с несколькими добровольцами в стерильных перчатках, после чего проанализировали состав оставшихся на перчатках веществ. «Не только микробы, но и химические сигналы могут быть переданы посредством рукопожатия», — резюмирует аспирант Идан Фрумин, проводивший эксперимент.

Далее, чтобы исследовать роль рукопожатий в общении людей, ученые с помощью скрытых камер засняли 280 добровольцев до и после того, как экспериментатор пожал им руку. Исследователи обнаружили, что после рукопожатия с человеком одного и того же пола люди обнюхивают правую руку в два раза дольше. Если тактильный контакт происходил с человеком противоположного пола, участники эксперимента подносили к носу левую руку (ту, которой не соприкасались). «Данное наблюдение свидетельствует о том, что особенно важную роль обоняние играет во взаимодействии субъектов в рамках одного пола, а не между полами, как это принято считать», — отмечает Фрумин.

Человек практически постоянно нюхает собственные руки, как показали записи скрытых камер, руки добровольцев находились около рта примерно 22% времени. С целью убедиться, что это действительно способ проверки запаха, а не просто стрессовая реакция из-за нестандартной ситуации, ученые отслеживали потоки воздуха у носа каждого добровольца. Так им удалось измерить, что при нахождении рук у лица испытуемые в два раза сильнее втягивают воздух.

В завершении исследования ученые обнаружили, что могут манипулировать тем, как добровольцы «считывают» запахи со своих ладоней. Например, когда руки экспериментаторов пахли духами унисекс, испытуемые более активно обнюхивали руки. В случае с половыми гормонами, наоборот, вдыхали заметно меньше воздуха. По мнению ученых, эти эксперименты окончательно подтвердили обонятельный характер рукопожатий .