Ученые из Университета ветеринарной медицины Вены пришли к выводу, что собаки умеют определять эмоции человека по выражению его лица. Их исследование впервые доказало, что какие-либо животные — помимо, собственно, человека — способны различать выражения лица, связанные с эмоциями.

В процессе исследования ученые тренировали собак, чтобы те научились отличать радостное выражение лица от гневного на фотографиях одного и того же человека. Причем каждый раз собакам показывали либо только нижнюю, либо только верхнюю половину лица. После тренировки с 15 парами фотографий был проведен еще ряд экспериментов, включавших использование как новых лиц, так и других частей уже виденных ранее лиц. Оказалось, что собаки различают выражения лица слишком часто, чтобы это можно было счесть случайным совпадением. Причем им удавалось правильно «угадать» эмоции не только на уже знакомых, но и на новых лицах.

Ученые не могут сказать, как именно собаки интерпретируют разные выражения лиц, но, учитывая, что они медленнее привыкали связывать гневные лица с наградой за выполнение задания, можно предположить связь гневного выражения лица с негативным последствием, а радостного — с позитивным. Ученые предполагают продолжить свои эксперименты в этом направлении.

Напомним, что собаки также реагируют на тон голоса : в зависимости от того, ровный тон или эмоционально окрашенный, у собак работают разные полушария. Кроме того, в мозге собак, как и в мозге человека, есть обособленная структура, позволяющая распознавать голоса себе подобных . Причем у собак она реагирует не только на голоса сородичей, но и на звуки речи человека.