Ученые из Сассекского университета (Великобритания) обнаружили: когда человек наблюдает за тем, как другой человек дрожит от холода, у наблюдателя не только появляется ощущение холода, но и на самом деле снижается температура тела.

В эксперименте приняли участие 36 волонтеров. Им было предложено восемь вариантов видео, в которых актеры опускали руки либо в очень холодную, либо в очень горячую на вид воду, либо в воду комнатной температуры. Причем каждый раз на более долгий период. Лиц актеров видно не было, а температура в комнате, где проводился эксперимент, была постоянной — 21 градус Цельсия. Оказалось, что у всех участников, смотревших видео с холодной водой, холодели руки. При этом у смотревших видео с горячей водой никаких изменений не наблюдалось. Возможно, это связано со спецификой видео: лед в холодной воде делает воду более очевидно холодной, чем пар от горячей воды.

По словам Нила Харрисона, руководившего исследованием, наблюдение за тем, как кто-то подвергается воздействию каких-либо экстремальных условий окружающей среды, «включает» у человека эмпатию — он начинает сопереживать увиденному и даже физически повторять симптомы. Ученые считают, что подобная реакция нужна для того, чтобы мы лучше могли понимать других людей и их желания. Что, в свою очередь, помогает добиваться успеха, поскольку человек — существо социальное.

В основе такого копирования симптомов другого человека стоит действие «зеркальных нейронов». Эти нейроны начинают действовать, когда мы выполняем какие-то действия или наблюдаем за выполнением аналогичных действий другими.

Кстати, как показало более раннее исследование: люди, часто «заражающиеся» зевотой, более отзывчивы и склонны к эмпатии . Его авторы сделали вывод, что это результат эволюции: только люди и некоторые обезьяны (шимпанзе и макаки) «заражаются» зеванием у своего окружения.