Ученые из Шеффилдского университета (Великобритания) и Рурского университета в Бохуме (Германия) пришли к выводу, что дневной сон является ключевым для умственного развития младенцев до 11 месяцев, поскольку помогает им запомнить новообретенные навыки.

В исследовании приняли участие 216 здоровых младенцев в возрасте от 6 до 12 месяцев. Ученые навещали их дома — или сразу после сна, или ровно перед тем, как те должны были заснуть. Во время первого визита ученые предлагали младенцам задание: показывали им, как снимать рукавицу с перчаточной куклы и играть с ней. Во время второго визита — 4 или 24 часа спустя — ученые смотрели, как младенцы реагируют на ту же самую куклу в перчатке. В первую очередь они проверяли, будет ли младенец пытаться стащить рукавицу и поиграть с ней, демонстрируя тем самым, что он запомнил, как это делается. Анализ данных показал, что младенцы, поспавшие хотя бы 30 минут в течение 4 часов после обретения навыка, помнили, как играть с рукавицей во время повторного визита исследователей, а младенцы того же возраста, обошедшиеся без сна в тот же период времени или спавшие менее 30 минут, этого не помнили. Аналогичные результаты показала проверка 24 часа спустя.

Это открытие имеет вполне практические выводы. Обычно считается, что заниматься с младенцами нужно, когда те в бодром расположении духа, например вскоре после пробуждения. Тогда как исследование показывает, что знания, обретенные незадолго до сна, усваиваются лучше. Выходит, что традиционные сказки на ночь имеют куда больший смысл, чем обычно считается.

Связь между сном и спецификой работы мозга у взрослых изучают многие ученые. Например, в Калифорнийском университете (США) проходило исследование на тему того, как мозг работает с воспоминаниями о неприятных или травматичных событиях во время сна . А другая группа ученых обнаружила, что дневной сон, длящийся от 30 до 90 минут, мог бы помочь компаниям повысить продуктивность сотрудников, поскольку он дает мозгу время отдохнуть и «перезарядиться» .