Строительство европейского «Чрезвычайно большого телескопа» (The European Extremely Large Telescope , он же сокращенно E-ELT) официально начато — вопреки первоначальным опасениям, что оно задержится на два года из-за проблем с финансированием. Если все пойдет по плану, то через 10 лет, к 2024 году, телескоп будет готов.

Телескоп планируется построить на горе Сьерро-Армазонес в чилийской пустыне Атакама.

Диаметр зеркала нового телескопа составит 39,3 м, а толщина — 50 мм. Цельным зеркало не будет — его создадут из 798 шестиугольных сегментов. Новый телескоп сможет собирать в 15 раз больше света, чем телескопы, существующие на данный момент. Кроме того, он будет оснащен особой оптической системой, которая позволит компенсировать турбулентность земной атмосферы.

Согласие на строительство самого большого телескопа в мире было дано Советом Европейской южной обсерватории (международной исследовательской организации, членами которой являются 15 стран) в июне 2012 года. Однако утрясти некоторые финансовые вопросы удалось только в октябре этого года.

Разработка же конкретного плана строительства телескопа началась еще в 2007 году . Более сотни ученых из всех европейских стран работали над концепцией телескопа с конца 2006 года, помогая проектному бюро ESO определить его характеристики, стоимость, составить программу работ и оценить соответствующие риски. За годы разработки концепция несколько изменилась. Например, диаметр зеркала был уменьшен с 42 м до 39,3, чтобы урезать стоимость и ускорить процесс строительства. Но в любом случае новый телескоп будет на порядок превосходить все существующие.