Ученые из Колледжа Санта-Фе (США) пришли к выводу, что наши предки научились переваривать этиловый спирт приблизительно 10 млн лет назад, подбирая и употребляя в пищу ферментированные фрукты. То есть задолго до того, как неолитические фермеры научились делать алкогольные напитки из фруктов и меда.

Изначально ученые предполагали, что если фермеры были первыми, кто стал употреблять в пищу алкогольные продукты, то фермент ADH4, помогающий переваривать алкоголь, сначала появился только у них. Тем не менее анализ генома 28 различных млекопитающих (из них 17 были приматами) показал, что эти ферменты существовали у них за 10 млн до этого, в конце эпохи миоцена. То есть геном предков современных людей начал адаптироваться к спирту в забродивших фруктах уже тогда — предположительно, это совпало с моментом перехода к наземному образу жизни, когда предки человека спустились с деревьев и стали есть падающие на землю гниющие фрукты. Именно поэтому у живших на деревьях орангутангов этот фермент не вырабатывался: в фруктах, упавших с деревьев, концентрация дрожжей и спирта куда выше, чем в висящих на ветке.

Ученые не впервые задумались над так называемой «гипотезой пьяной обезьяны». Однако до сих пор ее обосновывали тем, что начавшие бродить фрукты пахнут сильнее, чем обычные, соответственно, их легче найти, так что обезьяны в первую очередь искали именно их. Более ранние исследования показали, что современные паукообразные обезьяны чувствительны к запаху алкоголя, а образцы их мочи и волос демонстрируют наличие алкоголя в диете. Данное же исследование подтверждает эту теорию уже на уровне генетики.

Напомним, кстати, что весной этого года в Датском национальном музее состоялась презентация пива, приготовленного по рецепту трехтысячелетней давности . Рецепт был воссоздан на основе анализа остатков алкогольного напитка, найденного в могиле девушки, похороненной около 1370 года до н. э. в кургане возле современного городка Эгтвед в центральной Дании.