Наночастицы золота помогут в лечении опухоли мозга

Крошечные наночастицы золота могут помочь в лечении глиобластомы — наиболее распространенной и агрессивной формы опухоли головного мозга. Метод лечения с их использованием успешно протестировала группа ученых под руководством Марка Велланда и Колина Уоттса из Кембриджского университета. О результатах исследования сообщает научный портал Phys.org.

На сегодняшний день многие больные глиобластомой умирают в течение нескольких месяцев после постановки диагноза и только шестеро из каждых ста пациентов проживают более пяти лет. Мультиформная глиобластома очень устойчива к лечению во многом потому, что опухолевые клетки быстро проникают в здоровые ткани головного мозга — это делает хирургическое удаление опухоли практически невозможным. Химиотерапевтические препараты могут снижать скорость, с которой распространяется опухоль, однако чаще всего клеточная популяция опухоли через некоторое время восстанавливается.

В своем исследовании ученые использовали наноструктуры, содержащие золото и цисплатин (стандартный препарат химиотерапии). Их выпустили в опухолевые клетки, которые были взяты у страдающих глиобластомой пациентов и выращены в лаборатории. Оказавшиеся внутри клеточной культуры «наносферы» подвергались лучевой терапии — под ее воздействием золото высвобождало электроны, которые повреждали ДНК раковых клеток и их общую структуру, тем самым увеличивая воздействие препарата химиотерапии. Таким образом, золотые наночастицы и цисплатин в сочетании друг с другом как бы наносили двойной удар. Процесс оказался настолько эффективным, что через 20 дней культура клеток не подала никаких признаков возрождения — опухолевые клетки были полностью разрушены.

Впрочем, прежде чем метод будет опробован непосредственно на больных раком людях, ученым еще предстоит решить ряд задач — например, каким способом лучше доставить к опухоли наноструктуры и как менять их размер. Но полученные результаты уже дают многообещающую базу для будущих терапий.

Наталья Травова