Фото №1 - Моне в миниатюре

Ученые создали самую маленькую в мире картину

Ученые из Сингапурского университета технологии и дизайна создали нанокопию знаменитой картины Клода Моне Impression, soleil levant («Впечатление. Восходящее солнце»), давшей название импрессионизму. Об этом пишет NewScientist. Ее ширина — всего 300 микрометров (это одна миллионная метра).

Вместо красок использовались кремнивые столбики наномасштаба, покрытые алюминием. Когда на них падает свет, волны электронов излучают свет определенной частоты — таким образом создается цвет. Играя с расположением и размером столбиков, ученым удалось получить около 300 цветов. Затем с помощью этих цветов они воссоздали шедевр художника в наноразмере.

NewScientist отмечает, что предыдущие методики требовали использования в наношедеврах золота и серебра, так что были куда более дорогостоящими, да и цветов с их помощью можно получить только 15. Ученые говорят, что новая методика применяется для хранения данных или создания мини-ярлыков на разнообразных физических объектах.

Напомним, что несколько лет назад физикам из Школы искусств и наук университета Тафта в США удалось создать электромотор, состоящий всего из одной молекулы. По словам доктора Чарльза Сайкса (Charles H. Sykes ), ведущего автора исследования, в будущем такие наномоторы смогут найти себе применение в медицине, направляя ток жидкостей по микротрубочкам, или в портативной электронике, такой как мобильные телефоны.

А вскоре после этого ученые из Университета Твенте в Нидерландах создали миниатюрный «автомобиль» , состоящий всего из одной молекулы. Молекула «едет» по тончайшей металлической пластине, установленной на предметном столике сканирующего туннельного микроскопа (STM ). Молекула имеет четыре отростка, выступающих в роли «колес. Поглощая электроны, они меняют форму, продвигая нано-«машинку» вперед. Роль поставщика электронов, то есть отрицательно заряженного электрода, играет тончайшая (буквально в два атома на конце) насадка на объективе микроскопа.