Лягушки помогут космонавтам покорить Марс

Ученые из Университета Квинсленда (Австралия) будут изучать лягушек, чтобы помочь космонавтам сохранять мышечную массу в космосе, а больным — преодолевать мышечную атрофию. Об этом пишет The Telegraph.

Речь идет о маленьких лягушках Cyclorana alboguttata («роющая лопатница»), которые совершенно не страдают от мышечной дистрофии, впадая в спячку на долгие месяцы. По мнению ученых, понимание процессов, позволяющих этим лягушкам избегать потери мышечной массы во время долгого сна, поможет разработать спасительное средство и для людей.

Дело в том, что потеря мышечной массы в условиях нулевой гравитации является одним из самых серьезных препятствий для длительного нахождения космонавтов в космосе. Это особенно актуально в случае долговременных миссий — например, таких как планируемый полет на Марс . Кроме того, как известно, потеря мышечной массы — большая проблема для прикованных к кровати больных, и ее решение помогло бы им быстрее поправляться.

Напомним, что несколько лет назад американские ученые провели беспрецедентно подробное исследование зимнего сна черных медведей, или барибалов (Ursus americanus ). Выяснилось, что скорость обмена веществ у спящих медведей снижается на ¾ — значительно больше, чем ранее предполагали ученые. Что интересно, такой «энергосберегающий режим» сохраняется в течение нескольких недель после пробуждения. Дыхание во сне у медведей замедляется настолько, что на выдохе их сердце просто останавливается и не бьется по 10, 15, а иногда и 20 секунд. Подобные явления ранее наблюдались у грызунов, но до сих пор считалось, что для таких крупных животных, как медведи, это невозможно. Если секреты медвежьей спячки удастся приоткрыть и ученые научатся делать то же самое с человеческим организмом, это может привести к настоящему прорыву в космической и экстремальной медицине.

C. Лахути