Ученые получили графен с помощью кухонного блендера

Джонатан Колман из Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия) и его коллеги смогли получить углеродный наноматериал графен практически в домашних условиях. Статья об этом опубликована в журнале Nature Materials. Исследователи насыпали в блендер графитовый порошок, который используют для изготовления грифелей карандашей, добавили воду и жидкость для мытья посуды и взбили все вместе на высокой скорости.

Ученые испытали немало лабораторных смесителей и кухонных блендеров разных марок, прежде чем нашли подходящий инструмент (производитель не называется). Оказалось, что силы сдвига, возникающей из-за очень быстрого вращения, достаточно, чтобы отделить друг от друга слои графена, из которых состоит графит, но сохранить двумерную структуру слоев. Впрочем, пытаться повторить их опыт дома они не советуют.

Напомним, что графен — это углеродная пленка толщиной в один атом, со структурой, подобной пчелиным сотам, который при этом в сто раз прочнее стали и имеет электропроводность лучше, чем у меди. Структуру графена называют двумерной, потому что, в отличие от обычного трехмерного кристалла, положение каждого ее узла описывается не тремя, а только двумя координатами. Благодаря этим качествам она обладает поразительными физическими свойствами .

Сейчас графен выращивают методом, известным как химическое парофазное осаждение. Но получаемый таким способом материал может иметь дефекты, заметно ухудшающие его качества.

Мария Молина