Спутник Сатурна Энцелад может содержать целый океан воды

Спутник Сатурна Энцелад может содержать под толстым слоем льда целый океан воды, пригодный для существования бактериальной жизни. С 2005 года строили предположения многие, после того как зонд NASA «Кассини» зафиксировал следы льда и водяного пара недалеко от южного полюса Энцелада. Но теперь группа ученых под руководством Лучано Йесса из университета Сапиенца в Риме (Италия) получила фактическое подтверждение этому, проанализировав информацию о влиянии этого спутника на «Кассини» во время близких прохождений зонда в 2010–2012 годах. Астрономам удалось создать карту гравитации Энцелада. Результаты их расчетов изложены в статье, опубликованной в журнале Science.

Океан жидкой воды на Энцеладе имеет в глубину около 10 км и залегает под слоем льда 30–40 км, считают исследователи. Более того, согласно изученным данным, он непосредственно касается гранитного слоя, и там могут возникать химические реакции, подобные тем, что привели к появлению жизни на Земле. При этом на поверхности спутника Сатурна температура приближается к –180 градусам Цельсия. «Вот так жизнь в Солнечной системе может обнаружиться в самых неожиданных местах», — удивляется Лучано Йесс.

Как замеряли гравитационное влияние Энцелада, объяснил в заявлении для прессы Сами Асмар, сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA и соавтор Йесса по этой работе. «Во время того, как космический зонд пролетал мимо Энцелада, менялась частота поступавших от него на Землю радиосигналов, и так нам удалось получить данные о гравитационном поле этой луны».

Точная система отслеживания — Deep Space Network от NASA — может показать ускорение или задержку движения зонда на такую небольшую величину как 0,3 м в час. С помощью этой техники удалось определить присутствие негативной гравитационной аномалии в районе южного полюса Энцелада. Другими словами, в этом месте у него меньше массы, чем можно было бы предположить. Но не настолько, насколько ученые ожидали, исходя из размеров провала в геологической структуре спутника Сатурна на этом месте. Исследователи предположили, что такой эффект могло бы дать наличие лишней подземной массы. Жидкая вода, которая плотнее льда, идеально годится на роль этой самой массы — тем более, что никакого другого разумного объяснения наблюдаемому нет.

Тепло, необходимое для поддержания такого количества воды в жидком состоянии, генерируется самим Энцеладом: в 2011 году было обнаружено, что запасы этой энергии у спутника Сатурна огромны. Расчеты, основанные на выбросах пара в районе южного полюса, показали, что они могли бы дать 18 ГВт энергии, что эквивалентно примерно 20 угольным электростанциям.

Напомним, что наличие подледного океана вычислено также у спутника Юпитера Европы, но там ученые отталкивались не от гравитационных расчетов, а от замеров магнитного поля, которые показали присутствие проводящего электричество слоя около поверхности планеты. Скорее всего, этот слой и представляет собой соленую воду.

Мария Молина