В Китае обнаружен смертельно опасный вирус

Австралийские ученые обнаружили в заброшенной китайской шахте новый вирус, который, вероятно, относится к роду хенипавирусов. На данный момент известно всего три других вида хенипавирусов, два из которых смертельно опасны и способны передаваться от животных к человеку. Об этом сообщает Emerging Infectious Diseases.

Один носит название Hendra : он открыт 20 лет назад в Австралии как вирус, убивающий лошадей. Четыре человека, контактировавших с зараженными лошадьми, тоже умерли. Второй, Nipah , открытый в 1998 году, периодически вызывает смертоносные эпидемии в Юго-Восточной Азии. Третий хенипавирус получил имя Cedar и впервые был замечен в 2012 году в Австралии. По имеющимся данным, для человека он не опасен. Естественный резервуар всех трех видов — летучие лисицы: крупные летучие мыши, питающиеся фруктами и цветами и обитающие на востоке Австралии и на островах Тихого океана (на фото).

И вот в июне 2012 года три человека умирают от пневмонии. Все они работали в заброшенной шахте на юго-западе Китая. Спустя шесть месяцев эту искусственную пещеру исследовали специалисты из китайской государственной лаборатории по молекулярной вирусологии и генной инженерии: группа под руководством Ци Цзиня искала патогены. Ученые взяли мазки у летучих мышей, крыс и землероек и обнаружили вирус, который назвали парамиксовирусом Моджанг (Mojiang, MojV ).

Любопытно, что заражены оказались не летучие мыши, а крысы. Впрочем, это нормально: Линь Фа-Ван из Австралийской лаборатории здоровья животных в Джилонге, группа которого обнаружила вирус Cedar , говорит, что грызуны являются естественным резервуаром для некоторых парамиксовирусов. Он отмечает, что MojV может оказаться промежуточным вариантом между вирусами летучих мышей и вирусами грызунов.

Этот потенциально смертельный вирус почти не распространен. Не заражены были не только летучие мыши из той самой пещеры — при системном обследовании 38 видов летучих мышей в Китае ни одного хенипавируса выявить не удалось. Теперь вирусологи собираются обследовать грызунов, которых считают источником хенипавирусов.

От животных и птиц человеку досталось немало вирусов. Помимо птичьего грипп а, за последние 10 лет ставшего притчей во языцех, есть немало других. Как правило, вирус эволюционирует, образуя разные штаммы, в местах скопления его носителей. Обычно он не причиняет хозяину больших проблем (как, к примеру, бесконечные штаммы гриппа у птиц), но при передаче другому виду может неожиданно оказаться смертельным.

Мария Молина