Шимпанзе обыграли людей в компьютерной игре

Шимпанзе могут справиться с компьютерными играми лучше «человеческих детенышей» — к такому неожиданному выводу пришла Франсин Долинз, исследователь из Университета штата Мичиган в Дирборне (США), ведущий автор исследования когнитивных способностей высших обезьян. Результаты работы опубликованы в American Journal of Primatology.

Эксперимент, который поставила ее группа, заключался в следующем: четыре взрослых шимпанзе и 16 людей (12 детей от 3 до 12 лет и четверо взрослых) исследовали на способность концентрироваться, выполняя задания в виртуальном пространстве. Двигаясь по виртуальному маршруту, нужно было найти искомое, следя за ориентирами на местности. Ориентиры — это знаки, обозначавшие, верной ли дорогой идут игроки. Ученые отмечали также, насколько оптимально выбирается путь к цели. Тут и показала себя 22-летняя самка шимпанзе по имени Панзи, которая выбирала более короткую дорогу к нужному месту, чем дети и даже взрослые.

Значит ли это, что шимпанзе могут переиграть людей в компьютерные игры? «Если вы возьмете обезьяну, которой нравится играть, и дадите ей достаточно времени, то все может быть, — говорит Франсин Долинз. — Они очень любопытны и страшно любят получать новую информацию об окружающем мире». Точь-в-точь как человеческие дети — в конце концов, шимпанзе наши ближайшие родственники в биологическом мире. Они, к примеру, могут выучить наш язык и передавать свои сообщения нам на языке жестов. Первая обезьяна, которая смогла это делать, Уоши, умерла в 42-летнем возрасте в 2007 году.

Исследователи отмечают, что участие шимпанзе в эксперименте, как и участие людей, было добровольным. Если обезьяна не хотела играть, она могла сказать «нет» доступным ей способом (в эксперименте использовались шимпанзе из исследовательного центра, которые умеют нажимать определенную клавишу, а также кивать или мотать головой, подавая знаки согласия или несогласия). Неэтичность принудительного участия в опытах обсуждалась уже давно, и сейчас практически во всем мире существенно ограничено использование шимпанзе в медицинских и биологических исследованиях.

Мария Молина