Вера в магию влияет на поведение покупателей на аукционах

Американские ученые Пол Блум и Джордж Ньюман выяснили, что на сумму, которую коллекционеры готовы заплатить за вещь знаменитости на аукционе, влияет так называемое магическое мышление. Результаты соответствующего исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые утверждают, что даже в современном западном обществе на реальные решения о покупках воздействует один из принципов магического мышления — так называемый закон заражения, согласно которому люди полагают, что нематериальные качества и сущность человека передаются предмету через физический контакт. Этот эффект теперь может учитываться в предаукционных оценках.

Ученые провели эксперимент, в ходе которого его участники должны были предложить свою цену за свитер любимой знаменитости. Оказалось, что люди заплатят гораздо меньше, если свитер будет постиран. Однако стирка увеличила бы стоимость свитера, который носила несимпатичная им знаменитость. Например, как показал анализ трех аукционов, многие участники оказались готовы платить больше за предметы, с которыми часто контактировал бывший президент США Джон Кеннеди. Обратная тенденция была замечена в случае с вещами Бернарда Мэдоффа, приговоренного в 2009 году к 150 годам тюрьмы за создание крупнейшей в истории финансовой пирамиды.

Закон заражения впервые описан в 12-томном труде «Золотая ветвь: исследование магии и религии» Джеймса Фрезера — британского этнолога, религиоведа и культуролога. Первое издание «Золотой ветви» вышло в свет в 1890 году. Автор определяет два принципа магического мышления: «Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта». Первый принцип назван Фрезером законом подобия, а второй — законом соприкосновения или заражения. Второй принцип позволял магам делать следующий вывод: «Все то, что они проделывают с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении».

Наталья Травова
Фото: Shutterstock