Биологи выяснили, что у лососей есть врожденный «компас»

Ученые под руководством доктора Натана Путмана из Орегонского университета (США) пришли к выводу, что тихоокеанский лосось рождается с так называемой встроенной картой магнитного поля, которая помогает ему мигрировать на тысячи километров. Об этом пишет BBC со ссылкой на журнал Current Biology . По мнению исследователей, рыбы чувствуют изменения магнитного поля Земли и таким образом определяют свое местонахождение.

Известно, что нерест лосося происходит в реках, а когда мальки вырастают, они проплывают тысячи километров, чтобы добраться до океана. Спустя несколько лет рыбы снова возвращаются в реки на нерест. До сих пор ученые предполагали, что лосось запоминает магнитное поле там, где впервые попадает в море, а потом возвращается в реку, используя эту ключевую точку. Однако теперь они пришли к выводу, что в дополнение к этому рыбы обладают «внутренним чувством» магнитного поля.

Чтобы проверить эту теорию, исследователи разместили новый выводок мальков в бадьях, после чего изменили магнитное поле вокруг них, чтобы оно стало таким, каким лосось ощущал бы его, находясь ближе к югу. И рыбы тут же среагировали на изменения, повернувшись к северу. То есть они почувствовали, что находятся южнее того положения, в котором должны были быть, и отправились на север, чтобы исправить ошибку. Они соотнесли свое реальное положение с так называемой внутренней картой, а поскольку у этих рыб еще не было опыта путешествий к океану, то эта «карта» врожденная. Ученые полагают, что другие морские существа путешествуют по морю аналогичным образом.

Способность разными методами ориентироваться по магнитному полю Земли свойственна не только рыбам. В 2007 году немецкие ученые выяснили , что перелетные птицы могут «видеть» магнитное поле Земли. Они используют его в качестве компаса для своих перемещений. Более того, есть шанс, что и человек способен его чувствовать. Американские ученые обнаружили , что светочувствительный белок в глазах мух помогает им ориентироваться по магнитному полю Земли. А поскольку такой белок есть и в глазах человека, возможно, люди тоже способны ощущать магнитное поле.

Фото: USFWS Pacific Region(CC-BY)