Фото №1 - Ученые пролили свет на пейзаж Моне

Астрономы определили точное время и место написания одной из картин Моне

Астроном Дэвид Олсон из Техасского государственного университета и его команда совершили поездку в Нормандию, чтобы определить точное место и время написания одного из пейзажей Клода Моне. Об этом сообщает пресс-служба университета. На это исследование ученых вдохновила картина «Этрета. Закат», написанная художником в феврале 1883 года во время трехнедельного путешествия в Нормандию. Поскольку импрессионисты стремились передать атмосферу увиденного ими времени суток, их картины служат для астрономов вполне достоверным источником данных.

Прежде всего Олсон и его коллеги определили точное место, где стоял художник при написании этой и других картин, написанных во время той поездки. Ранее считалось, что Моне расположился недалеко от арки под названием Порт д’Амон. Но ученые доказали, что точка, с которой в определенном ракурсе видны изображенные на картине скалы, находится в очень неудобном и даже опасном месте: в 388 метрах от изображенной арки, на скалистом побережье под нависающим утесом. Ученые отметили, что передвигаться по берегу очень непросто, а ведь Моне к тому же делал это зимой, неся с собой все инструменты для творчества.

Далее Олсон и его команда определили день создания шедевра: из-за иного времени года они не могли судить об этом по положению солнца, но им удалось выполнить задачу благодаря анализу местоположения луны и сопоставлению положения звезд. Ученые предположили, что картина была написана с 3 по 7 февраля 1883 года, а дневник Моне помог уточнить, что единственный день в этом промежутке, когда художник мог написать картину, — 5 февраля. Положение солнца на пейзаже подсказало астрономам, что художник вдохновился панорамой в 16:53.

Дэвид Олсон заключил, что астрономия способна решать многие подобные исторические задачи, и это доказывают его многочисленные исследования. Ранее он уже изучал описания звездного неба в работах Шекспира, Омара Хайяма, Мэри Шелли, а также картин Мунка, Тернера и Ван Гога.

Мария Пушкова