Снижение активности Солнца может быть началом ледникового периода

Ученые отмечают необычное «затишье» на Солнце, находящемся сейчас как раз на пике своего 11-летнего цикла активности, пишет BBC. Исключением стала лишь недавняя серия мощных вспышек .

Ричард Харрисон из Лаборатории Резерфорда — Эпплтона (Англия) говорит, что такой низкий уровень солнечной активности наблюдался около 100 лет назад. Между тем ученые подчеркивают, что снижение солнечной деятельности происходит очень быстро. Такое уже случалось в период с 1645 по 1715 год, когда количество солнечных пятен резко уменьшилось. Эта эпоха «солнечного сна» — минимум Маундера — совпала с так называемым малым ледниковым периодом. Глобальное похолодание тогда привело к необычно суровым зимам в Европе: Темза превратилась в огромный каток.

Ученые говорят о том, что сейчас Солнце словно готовится к подобному этапу. Так, профессор Майк Локвуд, преподаватель физики космического пространства Редингского университета (Англия) полагает, что минимум Маундера может повториться в ближайшие 40 лет с вероятностью 20%. Если теория Локвуда верна, то Европу вскоре ждет глобальное похолодание. Но пугаться не стоит — глобальная температура в малый ледниковый период понизилась лишь на 1-2 ºС. Кстати, если нас действительно ждет очередной минимум Маундера, то мы гораздо реже сможем наблюдать северное сияние , ведь это явление зависит от солнечной активности.

Впрочем, связан ли малый ледниковый период с минимумом Маундера — вопрос по-прежнему спорный. Многие ученые считают, что солнечная активность не оказывает значительного влияния на климат Земли.

Наталья Травова
Фото: Rear Admiral Harley D. Nygren, NOAA Corps (ret.)