Космический аппарат «Розетта» выходит из «спячки»

Сегодня межпланетный зонд «Розетта», находившийся с июня 2011 года в режиме «спячки», должен из него выйти, чтобы подготовиться к ключевой фазе своей уникальной миссии. Об этом пишет BBC. Предполагается, что главной цели аппарат, запущенный в космос 2 марта 2004 года, достигнет через полгода: в августе он встретится с кометой Чурюмова — Герасименко (67P/Churyumov — Gerasimenko) и первые несколько месяцев проведет, изучая это небесное тело и составляя его карту. После чего запустит на поверхность кометы небольшого робота, чтобы сделать панорамные фотографии и изучить ее химический состав: кометы состоят из остатков вещества, из которого сформирована Солнечная система, и поэтому несут чрезвычайно ценную информацию о ее раннем состоянии.

Выход из режима энергосбережения будет проходить следующим образом. Сначала аппарат включит и разогреет все системы, на что уйдет около шести часов. Затем определит местонахождение Земли, направит главную антенну в ее сторону, а затем сигналом подтвердит свое пробуждение. Ожидается, что это произойдет 20 января между 21:30 и 22:30 по московскому времени. Европейское космическое агентство (ЕКА) планирует вести прямую видеотрансляцию из своего центра в Дармштадте (Германия) в течение всего дня, так что желающие смогут следить за событиями в режиме реального времени.

Правда, если в процессе включения систем возникнут какие-то ошибки, аппарат вернется к последней команде и повторит процесс заново: в этом случае сигнал может прийти позже. Ученые не собираются вмешиваться в происходящее до утра вторника. Если же и тогда сигнал еще не придет, они отправят на «Розетту» набор команд, которые должна будет принять дополнительная антенна. Впрочем, исследователи полны оптимизма и не ожидают проблем. Тем более что у них уже были возможности протестировать оборудование ранее: в 2007 году аппарат сделал снимки Марса .

Миссия «Розетты» — первая миссия, целью которой стали выход на орбиту и посадка на комету . Журнал New Scientist внес ее в список самых ожидаемых событий в мире науки 2014 года .

UPD. Первый сигнал с борта «Розетты» ученые ЕКА получили в 22:18 мск. Из глубин космоса он добирался до Земли более часа — чуть дольше, чем ожидалось.

Фото: ESA–C. Carreau/ATG medialab