У дельфинов нет языка

Новая книга развенчивает мифы о превосходящем интеллекте дельфинов

Доктор Грегг в своей новой книге «Умны ли дельфины? Млекопитающее за мифом», опубликованной в Oxford University Press, развенчал миф о превосходящем интеллекте дельфинов. По его словам, даже язык дельфинов крайне ограничен – щелчки и свистки могут быть именами (что в принципе само по себе впечатляет), а также, возможно, способны передавать эмоциональное состояние и намерения животного, но не обладают более сложными характеристиками речи, присущей человеку.

В середине ХХ века существовало полусекретное общество под названием «Орден дельфина». В число членов ордена входили известные ученые, даже один нобелевский лауреат. Одним из его членов был нейробиолог Джон Лилли. Он обрел известность, доказывая, что интеллект дельфинов не уступает нашему и что они обладают собственным языком. По его мнению, если бы люди смогли расшифровать язык дельфинов, они смогли бы расшифровать любой инопланетный язык.

Лилли проводил в своей лаборатории бесчисленные странные эксперименты над дельфинами – он сажал их в не пропускаюшие свет и звук резервуары и даже вкалывал им ЛСД, пытаясь вступить в коммуникацию. Новые исследования показывают, что в чем-то Лилли был прав, когда говорил об интеллекте дельфинов. Они способны опознавать символы не хуже человекообразных обезьян, понимают слова совсем как Алекс, африканский серый попугай, выучивший более 100 английских слов. Они – одни из немногих животных, узнающих себя в зеркале, то есть обладают каким-то вариантом самосознания. У них сложное общество с меняющимися союзами и личными отношениями совсем как у шимпанзе или даже у людей.

Однако многие идеи ученого были развенчаны. Язык дельфинов не способен передавать сложную информацию, как это делают человеческие языки. Размер мозга дельфина никак не соотносится с его интеллектом. А характер у дельфинов не отличается особой миролюбивостью, он примерно такой же, как у других млекопитающих, живущих в окружении себе подобных.

Фото №1 - Интеллект дельфинов под вопросом

Ученый развенчал миф о высоком интеллекте дельфинов

Доктор Джастин Грегг из некоммерческой организации Dolphin Communication в своей новой книге «Умны ли дельфины?», опубликованной в Oxford University Press , развенчал миф о высоком интеллекте дельфинов. Об этом пишет The Wall Street Journal. По словам исследователя, даже язык дельфинов крайне ограничен: щелчки и свистки могут быть именами (что в принципе само по себе впечатляет) и, возможно, способны передавать эмоциональное состояние и намерения животного. Но они не обладают более сложными характеристиками речи, присущей человеку.

Из предыдущих работ другого ученого — нейробиолога Джона Лилли — следовало, что интеллект дельфинов не уступает человеческому и что эти животные обладают собственным языком. Лилли проводил в своей лаборатории многочисленные странные эксперименты над дельфинами — он сажал их в не пропускаюшие свет и звук резервуары и даже вкалывал им ЛСД, пытаясь вступить в коммуникацию.

Новые исследования показывают, что говоря об интеллекте дельфинов, Лилли в чем-то был прав: они действительно способны опознавать символы не хуже человекообразных обезьян и являются одними из немногих животных, узнающих себя в зеркале, то есть обладают каким-то вариантом самосознания. Однако многие его утверждения, по мнению Джастина Грегга, ложны. Так, язык дельфинов не способен передавать сложную информацию, как это делают человеческие языки, а размер мозга дельфина никак не соотносится с его интеллектом. Кроме того, считает доктор Грегг, дельфины не отличаются особой миролюбивостью — их характер примерно такой же, как у других млекопитающих, живущих в окружении себе подобных.

Фото: U.S. Navy photo by Photographer's Mate 1st Class Brien Aho