Диабет – подарок неандертальцев

Ген, на 20-25% увеличивающий вероятность развития диабета, достался людям от неандертальцев

Ученые из Медицинской школы Гарварда (Harvard Medical School), Института Броада (Broad Institute), США, и Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology), Германия, открыли ген, увеличивающий риск развития диабета, причем, видимо, он был унаследован от неандертальцев, сообщает BBC News. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Новое исследование генома человека, самое масштабное из когда-либо проводившихся, показало, что вероятность развития диабета у носителей гена SLC16A11 на 25% выше, чем у людей, этим геном не обладающих. А если носителями гена оказываются оба родителя, то вероятность увеличивается до 50%. Этот ген был обнаружен более чем у половины представителей коренного населения Америки и их близких потомков, а также у 20% уроженцев восточной Азии. У европейцев и африканцев он встречается куда реже. По мнению ученых, именно этот ген отвечает за широкое распространение в Латинской Америке диабета II типа.

Хосе Флорез (Jose Florez), доцент Медицинской школы Гарварда, объяснил, что до сих пор в генетических исследованиях использовались образцы, взятые у людей европейского и азиатского происхождения, а добавление образцов из Мексики и Латинской Америки позволило обнаружить самые сильные генетические факторы риска. Это откроет новые пути для поиска лекарств и позволит лучше понять заболевание. Согласно исследованию, SLC16A11 может отвечать за перемещение неизвестного метаболита, влияющего на уровень жира в клетках и тем самым увеличивающего риск развития диабета II типа.

А сотрудничество с учеными из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, сравнительно недавно выяснивших, что около 60-70 тыс. лет назад предок современного человека скрещивался с неандертальцем, позволило узнать, откуда этот ген взялся у человека: последовательность SLC16A11 была обнаружена в геноме неандертальца из Денисовой пещеры. Анализ показал, что современным людям этот ген достался именно от неандертальцев.

Фото №1 - Диабет — «подарок» неандертальцев

Родство с неандертальцами увеличивает риск диабета

Ученые из Медицинской школы Гарварда, Института Броада (США) и Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Германия) открыли ген, увеличивающий риск развития диабета. По всей видимости, он был унаследован от неандертальцев, сообщает BBC. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature .

Новое исследование генома человека показало, что вероятность развития диабета у носителей гена SLC16A11 на 25% выше, чем у людей, этим геном не обладающих. А если носителями гена оказываются оба родителя, то вероятность развития диабета у ребенка увеличивается до 50%. Этот ген был обнаружен более чем у половины представителей коренного населения Америки и их близких потомков, а также у 20% уроженцев Восточной Азии. У европейцев и африканцев он встречается куда реже. По мнению ученых, именно этот ген отвечает за широкое распространение в Латинской Америке диабета II типа.

Хосе Флорез, доцент Медицинской школы Гарварда, объяснил, что до сих пор в генетических исследованиях использовались образцы, взятые у людей европейского и азиатского происхождения, а добавление образцов жителей Латинской Америки позволило обнаружить самые серьезные генетические факторы риска. Это открывает новые пути для поиска лекарств и дает возможность глубже изучить заболевание. А сотрудничество с учеными из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка позволило узнать, откуда этот ген взялся у человека: последовательность SLC16A11 была обнаружена в геноме неандертальца из Денисовой пещеры. Таким образом, анализ показал, что современным людям этот ген достался именно от неандертальцев.

C. Лахути