Дружба кошек и людей зародилась в Китае

Ученые нашли самые ранние доказательства приручения кошек…

Дружба кошек и людей

Ученые выяснили, что кошек впервые приручили в Китае, а не в Египте…

Самым древним доказательством связи кошек с людьми является захоронение на Кипре возрастом около 9500 лет. В нем рядом с человеческими были обнаружены останки дикой (лесной) кошки. Первые изображения домашних кошек демонстрирует искусство Древнего Египта. И долгое время считалось, что именно египтяне приручили этих животных приблизительно 4000 лет назад. Однако коллектив ученых под руководством Яоу Ху из Китайской академии наук нашел более ранние прямые доказательства процесса приручения кошек в Китае. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

При раскопках деревни Цюаньхуцунь в провинции Шаньси в центре Китая были найдены кости, принадлежащие двум кошкам. Этим останкам около 5300 лет. По мнению ученых, кошки пришли в деревню в поисках пищи – грызунов, от которых страдали жители Цюаньхуцунь. Найденные там же керамические горшки для хранения зерна были изготовлены так, чтобы мыши не смогли в них проникнуть и уничтожить запасы. Таким образом, присутствие кошек в древней китайской деревне свидетельствует о давнем взаимовыгодном сожительстве этих животных с людьми.

Ученые провели сравнительный анализ изотопов углерода и азота в коллагене костей кошек, а также свиней, собак, грызунов и оленей, останки которых также были обнаружены в этой местности. Подобный анализ позволяет судить о рационе животных. Изучение данных показало, что домашние свиньи и собаки, как и грызуны, питались обработанным просо, которого не было в рационе оленей. Кошки, в свою очередь, ели грызунов. Но изотопный анализ костей одной из кошек выявил, что в ее рационе было меньше мяса и больше основанных на просе продуктов. А значит, земледельцы подкармливали ее своей пищей. Это самое раннее свидетельство разделения трапезы между человеком и кошкой в процессе приручения этих животных.

Пока ученые не знают, являются ли эти кошки потомками ближневосточного степного кота (прародителя большинства современных кошек) или какого-то другого вида. Есть вероятность, что они были завезены фермерами, ведь степной кот не водился в Китае. Изучением ДНК займутся специалисты из Франции и Китая.

Наталья Травова

Ссылка на результаты исследования в Proceedings of the National Academy of Sciences:

HYPERLINK "http://www.pnas.org/content/early/2013/12/12/1311439110" \l "corresp-1" http://www.pnas.org/content/early/2013/12/12/1311439110#corresp-1

P.S.:

Еще есть ссылка у меня на пресс-релиз, который тоже использовала (он уже после публикации в журнале):

HYPERLINK "http://www.eurekalert.org/pub_releases/2013-12/wuis-cdt121213.php" http://www.eurekalert.org/pub_releases/2013-12/wuis-cdt121213.php

Из сторонних источников быстро среагировали:

или HYPERLINK "http://www.sciencedaily.com/releases/2013/12/131216154858.htm" http://www.sciencedaily.com/releases/2013/12/131216154858.htm

но я ими не пользовалась, мне хватило результатов исследования и пресс-релиза.

Кошек впервые приручили в Китае, а не в Египте

Долгое время считалось, что кошек приручили египтяне около 4000 лет назад: именно искусство Древнего Египта демонстрирует первые изображения домашних кошек. Однако коллектив ученых под руководством Яоу Ху из Китайской академии наук нашел более ранние доказательства процесса приручения кошек в Китае.

При раскопках в деревне Цюаньхуцунь провинции Шаньси в центре Китая были обнаружены кости, принадлежавшие двум кошкам возрастом около 5300 лет. По мнению ученых, кошки пришли в деревню в поисках пищи — грызунов, от нашествия которых страдало население Цюаньхуцунь. Найденные там же керамические горшки для хранения зерна были изготовлены так, чтобы мыши не смогли в них проникнуть и уничтожить запасы. Таким образом, присутствие кошек в древней китайской деревне свидетельствует о давнем взаимовыгодном сожительстве этих животных с людьми.

Исследователи провели сравнительный анализ изотопов углерода и азота в коллагене костей кошек и других животных, останки которых также были обнаружены в этой местности — свиней, собак, грызунов и оленей, — позволяющий судить об их рационе. Оказалось, что домашние свиньи и собаки, как и грызуны, питались обработанным просом. Кошки, в свою очередь, ели грызунов. Однако изотопный анализ костей одной из кошек выявил, что в ее рационе было меньше мяса и больше проса, следовательно, люди подкармливали ее своей пищей. Это самое раннее свидетельство разделения трапезы между человеком и кошкой в процессе ее приручения.

Пока ученые не знают, являются ли кошки, кости которых они нашли, потомками прародителя большинства современных кошек — ближневосточного степного кота (на фото) или какого-то другого вида. Есть вероятность, что они были специально завезены в эту местность фермерами, ведь степной кот не водился в Китае. Дальнейшим изучением кошачьей ДНК займутся специалисты из Франции и Китая.

Наталья Травова