Российские ученые разработали технологию очистки загрязненных вод с помощью водного гиацинта.

Водный гиацинт, или эйхорния отличная – плавающий цветок, произрастающий как сорняк на всех континентах, кроме Антарктиды. Российским ученым из Института цитологии и генетики СО РАН давно известно его свойство поглощать из водоемов вредные вещества, среди которых тяжелые металлы и радионуклиды.

Изначально российские ученые использовали водяной гиацинт для создания биопрудов, занимающихся очисткой сточных вод: «В конце 90-х были серъезные проблемы с подачей электроэнергии, и на свинокомплексе «Кудряшовском» перестали работать все очистные сооружения, — рассказывает заместитель директора ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Сергей Вепрев, — тогда их начальник, большой энтузиаст, начал искать альтернативные способы, вот и обратился к нам».

Сергей Вепрев отмечает, что ничего особенного специалисты ИЦиГ СО РАН не изобрели. Тем не менее, они научились культивировать водяной гиацинт в условиях оранжерей, сохраняя его зимой, размножать и даже получать семена, что в сибирских условиях, прямо скажем, сложная задача. «По сути дела, мы создали фабрику по производству этих растений, и кроме нас никто это толком делать не умеет», — подчеркивает ученый.

Сегодня специалисты из СО РАН работают над созданием биопрудов в Озерске, бывшем Челябинск-40. «Там делалась наша первая плутониевая бомба, а в 1957-м году прогремел Кыштымский взрыв. Сейчас в окрестностях радиационный заповедник, включающий знаменитую речку Теча» - поясняет Сергей Вепрев.

Сейчас, по словам биолога, основные интересы ученых сосредоточены именно в этой точке. Питомник растений «на месте» создать не получилось, так что весной эйхорния отправится в Озерск на поездах. «Мы разбрасывали нашего «заморского гостя» по радиоактивным прудам, и он великолепно поглощал имеющиеся в воде тяжелые металлы, а также радионуклиды стронция и цезия. В лабораторных условиях нерадиоактивного изотопа стронция может накапливаться до 4,6-4,8 грамма на килограмм сухого веса растений. Это гигантское число!» - рассказывает Сергей Вепрев.

Все растения, вобравшие в себя вредные элементы, ученые предполагают сжечь. С 1 тонны водяного гиацинта получится всего до 20 кг золы, утилизация которой не станет проблемой для российских атомщиков.

Фото №1 - Биопруды против радиации

В Сибири научились выращивать цветок, поглощающий радиацию

Водяной гиацинт — плавающее растение, которое считают сорняком. Его родина — тропические и субтропические районы Северной и Южной Америки. Российским ученым из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН давно было известно его свойство поглощать из водоемов вредные вещества, среди которых тяжелые металлы и радионуклиды. А недавно исследователи научились культивировать водяной гиацинт в условиях оранжерей, сохраняя его зимой, размножать и даже получать семена, что в сибирских условиях, прямо скажем, непростая задача.

«По сути дела, мы создали фабрику по производству этих растений, и, кроме нас, никто это толком делать не умеет», — рассказывает заместитель директора ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Сергей Вепрев.

Изначально российские ученые использовали водяной гиацинт для создания биопрудов, необходимых для очистки сточных вод. «В конце 90-х были серьезные проблемы с подачей электроэнергии, и на свинокомплексе «Кудряшовском» перестали работать все очистные сооружения, — продолжает ученый, — тогда их начальник, большой энтузиаст, начал искать альтернативные способы, вот и обратился к нам».

Сегодня специалисты из СО РАН работают над созданием биопрудов в Озерске, бывшем Челябинск-40. «Там делалась наша первая плутониевая бомба, а в 1957 году прогремел Кыштымский взрыв. Сейчас в окрестностях радиационный заповедник, включающий знаменитую речку Теча», — поясняет Сергей Вепрев.

Сегодня, по словам биолога, основные интересы ученых сосредоточены именно в этой точке. Питомник растений «на месте» создать не получилось, так что весной водяной гиацинт — он же эйхорния отличная — отправится в Озерск на поездах. «Мы разбрасывали нашего «заморского гостя» по радиоактивным прудам, и он великолепно поглощал имеющиеся в воде тяжелые металлы, а также радионуклиды стронция и цезия. В лабораторных условиях нерадиоактивного изотопа стронция может накапливаться до 4,6-4,8 грамма на килограмм сухого веса растений. Это гигантское число!» — рассказывает Сергей Вепрев.

Все растения, вобравшие в себя вредные элементы, ученые планируют сжечь. С 1 тонны водяного гиацинта получится всего до 20 кг золы, утилизация которой не станет проблемой для российских атомщиков.

Диана Мар