Фото №1 - Ученые узнали погоду в Средиземье

Иллюстрация к «гномьей» версии исследования

Британские ученые смоделировали климат Средиземья из «Властелина колец»

Едва ли Джон Толкин мог представить, что его произведение станет поводом для масштабного метеорологического исследования. Ученый из Бристольского университета, используя методы математического моделирования климата, выяснил: климат Хоббитании, где жил Бильбо Бэггинс, похож на климат Линкольншира и Лестершира в Великобритании, а климат Мордора — земли злого Саурона — близок к климату Лос-Анджелеса и Западного Техаса.

Исследование, существующее на английском, эльфийском и гномьем языках, опубликовано на сайте Бристольского университета. В качестве его автора значится маг Радагаст Карий — один из героев «Хоббита» и «Властелина колец». Однако сообщается и настоящее имя ученого — это сотрудник географического факультета университа Бристоля Дэн Лант. Чтобы воссоздать климат Средиземья, он использовал систему моделирования, в которой работает Межправительственная группа экспертов по изменению климата.

«Воссоздать климат любой эпохи, планеты или вымышленного мира возможно, зная расположение континентов, самые высокие точки и максимальную глубину океанов», — говорит Лант, учитывавший в своем исследовании географическую широту регионов и форму материков. Он признается, что исследование было шуточным, никем не финансировалось — ученый занимался им в свободное время. «Главное, что, создав климат Средиземья, мы продемонстрировали: современные методы моделирования можно применять при изучении прошлого Земли. Полученные данные могут быть сопоставлены с теми знаниями, которые мы получили при изучении изменения климата по древесным кольцам и окаменелостям животных и растений. Так мы сможем проверить правильность существующих моделей и сделать прогноз будущего климата нашей планеты», — убежден исследователь.

Диана Мар